ПРОМ 1.

 

Copyright: BBC /Джастин Сатклифф

Очень ожидаемое событие в летнем музыкальном расписании Лондона стартовало. Жара стояла невыносимая и вдруг… долгожданный дождь, да, невидаль в Лондоне этим летом. Очередь, неохватная взглядом что на верхний ярус, что на арену, попряталась как смогла под крышу, хвостик очереди мокнул, но пытался получить билеты в стэнд. Зал был полон. Все с нетерпением ожидали начала. И действо началось!

В этом году в более кратких заметках мне хотелось бы передать ту незабываемую атмосферу музыкального праздника, которыми Променады и являются. Даже не выключенные мобильники не смогли испортить исполнение, так как звонили и жужжали исключительно между частями или между произведениями.

Первая ночь – всегда сложная, задает тон всему сезону и показывает, чего можно от него ожидать.

Воан-Уильямс и Холст в первом отделении – оба в отличном варианте, учитывая, что дирижировал Сакари Орамо. Вечер музыки, посвященный 100-летию со дня окончания Первой мировой войны, включал в себя «В направлении неизвестного региона» Уильямса и «Планеты» Холста. Второе отделение – «Пять телеграмм» Анны Мередит – вызвало бурю оваций и крики, в немалой степени благодаря лазерному оформлению, и, конечно же, прекрасному исполнению.

Copyright: BBC / Крис Христодуло

И не заявленная, но исполненная – дань ушедшему на той же неделе Оливеру Кнуссену – в начале концерта его «Flourish with Fireworks». Кнуссен был хорошо известен на Променадах, и срочно подготовленный к исполнению в его память симфоническим оркестром BBC опус не дал узреть ни толики спешки или срочности подготовки.

Оживленный подход в исполнении «Планет» был интересен в «Юпитере» – чистые, приподнятые текстуры, радостный звук. А вот моя управляющая «Венера», как и «Регион», не получили столь нужной в обоих случаях небольшой гибкости в темпе.

Второе отделение – «Пять телеграмм»: «Вращение», «Полевая открытка», «Редакция», «Коды» и «Перемирие» – произведение, основанное на телеграммах, разрешенных солдатам Первой мировой войны. Мощная звуковая и световая работа (для полного оркестра, хора, усиленной латуни, перкуссии и органа).

Copyright: BBC /Джастин Сатклифф

Световое шоу настолько вписывалось в архитектуру зала, освещая ряды труб внутри органа и в едином движении превращая арки галереи в огромные поворотные зубья, подчеркивая звучание оркестра и хора, что всё сливалось в единую гармонию света, голоса и звука. И произвело огромный эффект на слушателей. «Вращение» взрывалось массивными снопами света, сопровождаемыми виброфоном, тромбонами, далекими трубами и ударными. Хоровая «Полевая открытка» сопровождалась словами, повторенными светом вслед за хором, перекрывающимися мелодическими фрагментами. «Редакция» – металлическими звонками и зловещими аккордами, стирающими мягкое звучание арф.

Группы подростков – латунных и перкуссионных игроков (так как Мередит писала для Национального молодежного хора Великобритании и молодежного ансамбля BBC Proms) – были в хоре, а другие были расположены вокруг зала. И наибольший эффект они создали, играя мягкие аккорды в галерее.

Незабываемое начало сезона!

 

***

 

Пром 25

Вечер памяти Геннадия Рождественского

 

Симфонический оркестр Би-би-си под управлением Александра Ведерникова исполняет «Летнюю ночь в Мадриде» («Испанская увертюра № 2») Глинки. Copyright: BBC / Крис Христодулу

Всем нам хорошо известный дирижер Геннадий Рождественский скончался 16 июня на 88-м году жизни. Единственный выездной в советское время дирижер работал с BBC симфоническим еще в 60-е. С 1978-1981г он был главным дирижерам BBСSоркестра и заметной фигурой на ПРОМСах в те годы. Он открыл музыку Шнитке, играл таких не вписывающихся в общий ранжир композиторов, как София Губайдулина. Исполнял Шостаковича и Чайковского. И в память о нем в этот вечер под управлением Александра Ведерникова прозвучали два великих русских композитора – Чайковский и Глинка, и в компании с ними замечательный современник – Джоби Тэлбот.

Тэлбот известен своей музыкой к фильмам «Алиса в стране чудес» (2011); «Автостопом по галактике» (2005), «Пенелопа» (2006). Он принимал участие в съемках и озвучивании сериала «Лига джентльменов» (1999-2002). На вечере был представлен его Концерт для гитары «Ink Dark Moon». Интересная работа, которая вполне успешно может стать саундтреком к фильму. Склонность Тэлбота к созданию таинственных и опьяняющих настроений проявилась и в игре гитариста Милоша Карадаглича (первый с классической гитарой, удостоенный концерта в Альберт Холле), который путешествовал по созерцательному второму движению Ларго с тонким мастерством перебора струн и призрачных гармоник. А Ведерников управлял оркестром, создающим постоянно меняющийся коллаж текстур. В первой части – Andante espansivo-Allegro energico – музыку дополняли световые эффекты, и звучащая под сводами гитара, хотя иногда чуть терялась в огромной акустике зала, но при поддержке арф, струнных и перкуссии создавала волшебное настроение. И Милош Карадаглич, и Джоби Тэлбот учились здесь. Это произведение было специально для Милоша написано. Автор и исполнитель вместе вышли на поклоны под не стихающие аплодисменты. И бис, и сам концерт для гитары «Чернила Темной Луны», в котором также присутствовали испанские кастаньеты, всё плавно перекликалось с исполненной первой «Летней ночью в Мадриде» – нечасто звучащим произведением М.И.Глинки.

Мировая премьера Концерта «Черная темная луна» Джоби Тэлбот. Гитарист Милош Карадаглич. Copyright: BBC / Крис Христодулу

А на Променадах она и вовсе исполнялась впервые. Четыре испанские мелодии – хота, мавританский напев и две ламанчские сегидильи, подчиненные глинкинскому принципу симметрии, возникают концентрически, и чередуются в зеркальном отображении. Разреженная ткань оркестра divisi струнных в высоком регистре, звенящие флажолеты скрипок и виолончелей, легкие капельки стаккато у деревянных духовых – Ведерникову с оркестром удалось передать и очарование испанского города в летнюю ночь, и красоту музыки Глинки. Мадрид – чудесный город, полный очарования, с огромной и богатой коллекцией картинных галерей, музеев, памятников архитектуры. И под звуки оркестра, под литавры и барабаны удалось воскресить в памяти и побродить по его улочкам этой теплой ночью.

И как свежее дуновение прохлады в это изнывающее от зноя лето прозвучали две сцены из «Щелкунчика» (первый акт).

«Щелкунчик» Чайковского. Copyright: BBC / Крис Христодулу

Как всё же видно, что дирижер вырос на этой музыке! И партитуры не нужно, и каждое движение выверено, и оркестр как единый организм слушается не только рук, но и взгляда. И плыла, и кружилась под сводами зала гениальная, незабываемая, и возвращающая всех в чудесное волшебное время Крисмаса мелодия. И Альберт-холл был заполнен ею, а зал заполонен. Трудно что-то конкретное выделить особо, но танцевальная сцена, соло духовых, а в конце – хор детской музыкальной группы из Финчли, который в сочетании с прекрасным мерцающим звуком оркестра закончил пьесу волшебным вальсом из снежинок, – можно отметить.

В прошлом году, освещая ПРОМсы, я уже писала, что после каждого из концертов группа энтузиастов (неизменная годами) собирает пожертвования для фонда, поддерживающего музыкально одаренных детей. И в конце перерыва, когда зрители вновь рассаживаются по местам, сообщает о количестве собранных средств. На данный момент сумма превысила £26000. В третьем Променаде мы видели и слышали лауреатов и победителей конкурса BBС, некоторым из которых удалось достичь этого только благодаря данному фонду.

Теплый – и не только по температуре на улице и в зале, – душевный вечер в память о замечательном дирижере.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.