Пром 3: Молодые музыканты
Победители и лауреаты конкурса молодых музыкантов BBC
Прекрасная идея – дать возможность выступить на Промсах лауреатам конкурса молодых музыкантов BBC. Для них мечта – быть на сцене Альберт-холла в сезон Променадов – стала явью. Благодаря их талантам, стараниям и воле к победе. Ведущая представляла каждого и для всех у нее нашлись приветливые слова.
А всё начиналось в далеком уже 1978 году Хамфри Бертоном для возможности конкурировать с русскими и американцами, которые выигрывали все международные призы. В нынешнем концерте участвовало более двадцати победителей и финалистов за весь сорокалетний период, начиная с кларнетиста Майкла Коллинза – теперь одного из государственных деятелей музыки – и заканчивая 16-летним пианистом Лорен Чжан, который выиграл в этом году. Концерт был хорошо продуман, с четырьмя мировыми премьерами.
«Гершвинити» Иэна Фаррингтона – чудесно разработанная фантазия из пяти песен Гершвина – демонстрировала ловкость Эммы Джонсон (кларнет), Александра Боуна (саксофон), Александра Ридута (труба), Джесс Гиллам (саксофон) и Дэвида Чайлдса (гобой). Ридут и Боун стояли отдельно в качестве победителей конкурса молодых джазовых музыкантов BBC, а не его классической сестры, но были в одной лодке – технически совершенны и очень увлекательны.
«Карнавал животных» Сен-Санса для четырех пианистов с оркестром позволил солистам – Чжан, Лара Мелда, Фредди Кемпф и Мартин Джеймс Бартлетт – во второй половине произведения представить маленькую клоунаду. Не все были одинаково ловки в клоунаде, но в исполнении – неподражаемы. А смотрелось и вовсе курьезно, когда на таком концерте, как Променады, партнер, он же и исполнитель в свою очередь, переворачивал вверх ногами или «случайно» закрывал ноты исполнителю. Было весело и замечательно слушалось.
Барабанный квартет, возглавляемый Колином Керри, в котором присутствовал единственный перкуссионист, когда-либо победивший в конкурсе молодых музыкантов – Адриан Спиллетт (1998), исполнял первую часть «Drumming» Стивена Райха – пятнадцать минут постоянно меняющегося ритма. Для перфорации кросс-ритмов она нуждалась в более сухом звучании, чему не соответствовала акустика Альберт-холла. Она же и подавляла в общем-то неплохое исполнение – Натали Клин, Гай Джонстон, Шеку Канне-Мейсон, Лаура Ван Дер Хейден – сочинения Джованни Соллимы «Виолончели, вибрируйте!». Даже после того, как был исполнен последний звук в пианиссимо, зал всё еще ловил ускользающие и тающие остатки и только потом разразился криками браво и бурными аплодисментами.
Еще один победитель, которого хочется отметить особо, – Никола Бенедетти, выигравшая конкурс в 2004 году; она энергично исполняла «Цыганку» Равеля. Недавно Бенедетти была названа послом конкурса молодых музыкантов BBC, так как вновь вернулась в родные пенаты.
И напоследок – Мусоргский в оркестровке Генри Вуда (напомню, что в течение почти пятидесяти лет Вуд практически единолично дирижировал всеми концертами фестиваля, только в 1941 уступив часть выступлений Бэзилу Кэмерону и Адриану Боулту). И как дань памяти основателю Proms от молодого поколения, и чтобы показать финалистов – BBCCO под управлением Эндрю Гурли исполнил «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» в вудовской «колокольной» версии.
Красивое празднование, было приятно видеть радостное исполнение молодых музыкантов, на душевном подъеме. Вот чуть бы поменьше пафоса от ведущей.
Концерт был очень разноплановым по содержанию и исполняемой музыке, но всё было сделано на высочайшем уровне музыкального мастерства. Растет замечательная смена, и здорово, что есть такой конкурс, где молодые талантливые музыканты могут заявить о себе.
***
Пром 19 для детей
Десять пьес
Как и ежегодно, как только они начались, я стараюсь посетить ПРОМ для детей. И всегда он оправдывает самые смелые ожидания.
В этом году всё крутилось вокруг Жар-птицы, которая выплыла на сцену в самом конце под музыку – да, конечно, И.Стравинского. «Жар-птица», финал. Та же впечатляющая марионетка, что и 2014, когда детские концерты начались, в этот раз проплыла прямо рядом со мной.
Программа была хорошим сочетанием популярной классики и новых работ, тех десяти пьес – десяти заклинаний, выбранных из-за их разнообразия и доступности, которые помогут вернуть Жар-птицу.
Амбициозный проект BBC превратился, на мой взгляд, в огромный успех. Цель состоит в том, чтобы заставить молодых людей не просто слушать классическую музыку, но творчески реагировать на нее, знать правила поведения на концертах классической музыки. И всё это исподволь, ненавязчиво, преподносилось ведущей Наоми Уилкинсон – Заклинательницей, Джози Лоуренсом, сыгравшим эксцентричного орнитолога и Паапой Эссиеду в роли Джозефа Болоньи, композитора африканского происхождения XVIII века, чья первая симфония была представлена в программе.
Более скромные видеоанимации в этом году не отвлекали аудиторию от музыки. И переводчик Энджи Ньюман, расположенная слева на сцене, переводила на язык жестов слова ведущих и музыку для людей с ограниченными возможностями.
Дирижер Рафаэль Пайаре начал с «Финляндии» Сибелиуса. На экранах – мультяшный пейзаж с падающим снегом и впервые исполняемом на Промсе кусочком из великолепной «Антологии Фантастической Зоологии» Мейсона Бейтса, основанной на романе Борхеса, с зубчатыми ритмами, оживленной синкопией и буйством перкуссии, усиленным театром танца Феникс.
Между этим успели поместиться опять-таки впервые исполняемая на Промсах Первая симфония Джозефа Болоньи и «Hoe-Down» из Родео Копленда: дети гарцуют на коленях у родителей, красные лошади среди гор и ущелий на экране и там же орел, парящий над прерией.
А завершила первую часть блистательно, мощно, великолепно исполненная «О, Фортуна» из Carmina Burana Карла Орффа хором «Десяти пьес» и певцами BBC.
Другие работы были связаны с образовательными проектами, некоторые из которых были очень креативными. Например, Лондонская музыкальная мастерская, благотворительная организация по обучению музыкальному образованию в городе, организованная в 2008, выступила с впечатляющим молодым скрипичным ансамблем, чтобы выполнить свое собственное дополнение к вариациям «Энигма» Элгара.
«Храбрые новые голоса» из английской организации PEN, проводящей кампанию за права человека и свободу выражения, представили по паре детей из просителей убежища и беженцев, читающих стихи на арабском и английском по поводу идеи дома. И что это значит для них, где их дом?.. Все это было переплетено с «Ларго» из Девятой симфонии Дворжака, в которой соло Элисон Тил было запоминающимся.
Керри Эндрю, с аналогичной темой «Нет места», взяла детские идеи о доме как основу для хоровой работы, вновь с внушительной уверенностью исполненной детским хором «Десять пьес». Вообще этот хор от года к году только набирает.
Исполнение «Вальса цветов» П.И.Чайковского сопровождалось одеванием бумажных корон и оленьих рогов оркестрантами.
И в заключение, под музыку Стравинского, выплыла Жар-птица, символизирующая дом, как сказала ведущая вечера Наоми Уилкинсон в волшебном плаще. Может, теперь эта марионетка станет символом детских Променадов?
Не устаю восхищаться, с какой любовью, выдумкой и энтузиазмом проводятся концерты для детей, приобщающие их к музыкальной культуре, к классической музыке. Сколько фондов и пожертвований для поддержки юных музыкальных талантов создано. И после окончания каждого концерта собираются пожертвования для них же.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев