Иоганн Себастьян Бах. Сонаты для флейтыВ 1717-1723 гг. Иоганн Себастьян Бах жил и творил в Кётене. Композитор служил в качестве капельмейстера при дворе князя Ангальт-Кётенского Леопольда. Этот аристократ был тонким знатоком музыкального искусства, высоко ценил композиторскую одаренность Баха. Придерживаясь в религиозном отношении кальвинистских воззрений, князь не допускал в своих владениях утонченной музыки во время богослужений, зато предоставил Баху полную свободу в отношении светской музыки. Именно в этой области сосредотачивается композиторская деятельность Баха в кётенский период. В это время родились такие произведения, как сонаты и партиты для скрипки соло, виолончельные сюиты, «Хорошо темперированный клавир».

В баховскую эпоху направление деятельности композитора во многом определялось тем, на какой именно исполнительский состав он мог рассчитывать. В кётенской капелле был замечательный солист-флейтист, и этот факт располагал к созданию флейтовой музыки. Именно так поступает Бах – в кётенский период наряду с творениями для скрипки, клавира, виолончели он создает ряд сонат для флейты. Существует гипотеза, что определенное влияние при их создании оказало на Баха искусство его современника – композитора, теоретика и флейтиста-виртуоза Иоганна Иоахима Кванца, однако утверждать это однозначно нельзя (встреча Иоганна Себастьяна Баха с этим музыкантом, о которой известно достоверно, состоялась гораздо позднее – в 1747 г., когда композитор навещал своего сына Карла Филиппа Эмануэля, служившего вместе с Кванцем в Берлине при дворе короля Пруссии Фридриха II).

В Кётене Иоганн Себастьян Бах написал несколько флейтовых сонат. С одной стороны, они продолжают предшествующее развитие исполнительства на флейте, с другой – знаменуют собою начало нового этапа в эволюции инструмента, определяя ее дальнейшее направление. Баховские сонаты для флейты и сегодня занимают достойное место в репертуаре, подобно его виолончельным сюитам.

Из семи флейтовых сонат Баха шесть предназначаются для флейты с чембало. В трех из них – си-минорной, ми-бемоль-мажорной и ля-мажорной сонатах – партия чембало выписана композитором полностью, чембало ведет несколько голосов и играет весьма важную роль. В до-мажорной, ми-минорной и ми-мажорной сонатой композитор ограничился цифрованным басом. Одна из сонат – ля-минорная – создана для флейты без сопровождения.

Флейтовые сонаты отличаются друг от друга и по образному строю, и по техническим приемам. По своему построению они близки к скрипичным сонатам Баха: медленные части чередуются с быстрыми, гомофония сочетается с полифонией, медленные части контрастируют быстрым тонально. Три сонаты из семи имеют три части, другие же четырехчастны – как и скрипичные.

Для подвижных частей флейтовых сонат Баха характерна развитая фактура. Они эффектны и виртуозны, в них нередко встречаются акцентированные синкопы, залигованные сильные доли в триолях, а широкие скачки создают выразительную игру регистров. В частях медленных используются традиционные для эпохи барокко жанры, в основном танцевальные – куранта, сарабанда, аллеманда, а также сицилиана. Напряженности быстрых частей противопоставляется лирически-светлый колорит медленных, подчеркнутый «прозрачным» тембром верхнего регистра флейты (в медленных частях композитор задействует преимущественно вторую октаву и верхний тетрахорд первой).

Одна из лучших флейтовых сонат Иоганна Себастьяна Баха – Соната си минор. Ее первая часть – Adagio ma non tanto – отличается исключительной глубиной содержания. Тематический материал развертывается неторопливо. Четыре волны развития характеризуются динамическим нарастанием. Часть вторая – Allegro – отличается от первой по темпу, но удивительно близка к ней по образному строю. Напряженная сосредоточенность первых двух частей получает разрешение в третьей части – этом светлом и даже несколько «беззаботном» Andante. Итог образному развитию сонаты подводит бодрая, энергичная четвертая часть – Allegro.

Единственное в своем роде произведение – Соната ля минор предназначенная для исполнения на флейте без сопровождения. Подобно сольным скрипичным сонатам и виолончельным сюитам, в ней воплощаются особенности композиторского мышления Баха-органиста. Наибольшие требования к исполнителю предъявляет первая часть – Аллеманда. Исполнение ее доступно лишь высококлассным флейтистам. Ее фактура – сложная и подвижная – практически лишена цезур и требует безупречной ритмичности. Динамическими контрастами насыщена эмоциональная и мужественная вторая часть – Куранта. Исполнена душевной теплоты кантиленная третья часть – мечтательная Сарабанда, требующая исключительно мягкого и прозрачного звука. Энергичная четвертая часть – Бурре – несмотря на минорный лад, производит впечатление праздничного звучания.

 

Все права защищены. Копирование запрещено