В 1723 г. Иоганн Себастьян Бах становится в Лейпциге кантором церкви св. Фомы. Одним из первых произведений, созданных композитором в новом качестве, стал Магнификат для солистов, пятиголосного хора и оркестра.

Магнификат – это одно из тех песнопений католического обихода, исполняемых по-латыни, которые реформа Лютера дозволяла исполнять на протестантских богослужениях. Это песнопение, входящее в состав вечерни, текст которого позаимствован из Евангелия от Луки – «Величит душа моя Господа», с такими словами Дева Мария обратилась к праведной Елизавете, приветствовавшей ее как Богоматерь. Магнификат в лютеранской церкви исполнялся обычно на латыни, и только на Рождество в нем появлялись немецкоязычные номера.

Иоганном Себастьяном Бахом написаны два Магнификата. Один из них был создан для сопрано с оркестром, но, к сожалению, не сохранился. Судьба Магнификата, написанного в 1723 г., оказалась более счастливой. Он, несомненно, создавался для рождественского богослужения. Указанием на это служит не только текст, в который включены номера, исполняемые по-немецки, но и связь некоторых текстов именно с этим праздником. В определенной степени Бах следует традициям своих предшественников, создававших произведения в этом жанре: на словах ««слава», «ликую» или «небеса» преобладает восходящее мелодическое движение, а на словах «смирение» или «печаль» – нисходящие ходы. Особое внимание уделяется словам «Magnificat» («Величит») и «Gloria» («Слава»), неизменно украшаемых ликующими внутрислоговыми распевами.

Баховский Магнификат полностью соответствует духу рождественской радости. Это грандиозный дифирамб, исполненный света и праздничного настроения. Изначально евангельский текст связан со встречей двух женщин, но у Баха сюжет переосмысливается в духе народных традиций, и главным «действующим лицом» произведения становится праздничная толпа – основу композиции составляют пять хоровых номеров. Наряду с ними в произведение входят пять арий, дуэт (тенор и альт) и терцет (альт и два сопрано).

Праздничное настроение устанавливается уже в первом номере – ликующем хоре «Magnificat, magnificat». Непрерывное энергичное движение мелких длительностей сопровождается фанфарными интонациями трех труб. В следующей за этим торжественным хором сопрановой арии «Quia respexit» царит чувство беззаботной радости, воплощением которого становится ритм танца – менуэта.

Третий номер – тоже арию сопрано – Альберт Швейцер определил как «образ Мадонны в музыке». Дева Мария предстает здесь в очаровании смирения, что подчеркнуто преобладанием нисходящих ходов. Примечательно, что несколько лет спустя похожая мелодия появится в заключительном хоре «Страстей по Матфею» (может быть, композитор в этом номере не просто говорит о смирении, а намекает на предстоящую трагическую судьбу Богоматери и ее Сына?) Особую проникновенность придает арии солирующий гобой, который сопровождает сопрано. Лирике третьего номера контрастирует грандиозная картина множества поколений людей, прославляющих Богородицу – энергичные мелодические линии объединяются в динамичной хоровой ткани («Omnes generationes»).

По-царски величественно звучит пятый номер – басовая ария. Сольному высказыванию придает особую значительность отсутствие полифонической структуры – вокальная мелодия царит здесь поистине безраздельно. Номер шестой – «Et misercordia» – представляет собою дуэт тенора и альта. Эта кантиленная мелодия тоже перекликается с будущими «Страстями по Матфею», с первым его хором. Вокалистов сопровождают флейты и засурдиненные струнные.

Номер седьмой – вновь хор. Ключевым словом в его тексте является «сила», и для передачи этого понятия композитор использует широкие мелодические ходы и ритм уверенной поступи. Восьмой номер – ария тенора – отличается предельной конкретностью, почти зримой образностью музыкального языка. Словам «Низложи сильный со престол» соответствует нисходящее движение мелодии, «вознеси смиренныя» – восходящие.

Девятый номер – «Esurientes implevit bonis» – идиллическая ария альта. Ее пасторальность подчеркнута звучанием двух солирующих флейт. Номер десятый – терцет – исключительно нежен и прозрачен. Некоторую задумчивость придает ему использование старинного псалмодического лада в партиях гобоев. Номер одиннадцатый – «Sicut locutus est» – представляет собою величественную хоровую фугу, которая подготавливает торжественность финального, двенадцатого номера – «Gloria». В его заключении в сокращенном варианте повторяется материал из первого хорового номера, что делает композицию «Магнификата» особенно стройной и завершенной.

Магнификат Иоганна Себастьяна Баха – произведение, сочетающее в себе духовное начало со светским – уходит корнями в традиции эпохи Ренессанса и в то же время предвосхищает музыкальные события последующих веков, в частности, творения Людвига ван Бетховена.

 

Музыкальные Сезоны