Пятый Бранденбургский концертПятый Бранденбургский концерт (BWV 1050, Ре мажор) выделяется многими новаторскими чертами – это утверждение относится и к трактовке жанра, и к стилю, и к фактуре изложения.

Концерт написан для трёх солирующих инструментов – поперечной флейты, скрипки и чембало – в сопровождении оркестра (скрипка, альт, виолончель, continuo).

Биографические данные свидетельствуют о том, что незадолго до создания этого концерта, в 1719 году, Бах побывал в Берлине, где приобрёл новый клавесин для кетенского ансамбля. В процессе исполнения концерта солисту-клавесинисту предоставляется возможность не только продемонстрировать качество инструмента, но и проявить свои исполнительские способности, особенно это относится к протяжённой, весьма виртуозной сольной каденции в первой части. Многие исследователи полагают, что этот концерт явился предшественником жанра сольного концерта для клавира.

В жанровом отношении Пятый концерт представляет собой так называемый «вивальдиевский» концертный тип, в котором исследователи находят также черты concerto grosso. Однако Константин Розеншильд указывает на подчинённое значение оркестра и гораздо более высокую развитость партий солирующих инструментов, находя в данном концерте признаки тройного концерта. Однако и партии солистов не равноценны между собою.

Первая часть концерта – Allegro, Ре мажор – отличается смелостью и новизной композиции, тематизма, фактуры. Это связано с ролью солирующего клавира, который концертирует и одновременно исполняет партию basso continuo. Однако концертирующая роль клавира здесь, безусловно, выходит на первый план. С этим новаторским жанровым решением связано подробное выписывание Бахом цифрованного баса, что отличает данный концерт от других.

Тематизм первой части концерта носит индивидуализированный характер: оркестровая группа и солисты исполняют свои характерные тематические голоса.

Тема-ритурнель гомофонно-гармонического склада у оркестра носит приподнято-торжественный, бравурный характер, имеет чётко очерченную форму периода. Иной характер тематизма имеют партии солирующих флейты и скрипки – это мягкая и изящная мелодия, которая «ответвляется» от оркестрового «ритурнеля», а в дальнейшем подвергается активному ладо-гармоническому и секвентному развитию. Середина Allegro имеет разработочный характер, здесь у солистов возникает третья, контрастная, тема – напевная, в другой тональности (fis-moll).

Таким образом, стоит отметить, что три темы в первой части – новаторское явление для баховской эпохи. Именно здесь реализуется важный принцип жанра концерта – принцип состязательности между солистами.

В Allegro Пятого концерта И.С. Бах мастерски применил новаторский приём «переключения функции»: в партии клавира роль continuo вытесняется ролью солирующего инструмента, клавирная фактура становится всё более виртуозной и блестящей. Партия чембало выходит на первый план, безоговорочно подчиняя себе звучание всего оркестра, и в кульминации достигает вершины своего развития в обширной импровизационной каденции senza stromenti (без сопровождения). В заключение первой части у оркестра звучит главная тема.

Вторая часть концерта – Affettuoso, си минор – носит лирико-драматический характер. Голоса солирующих инструментов «переплетаются» в красивом полифоническом трио. Широкая, напевная мелодическая линия основана на волнообразном движении. Некоторую напряжённость развитию мелодии придают содержащиеся в ней интонации уменьшенных интервалов (кварты, септимы), сдержанную строгость – пунктирный ритм, драматизм – многозначительные кадансы с величаво и печально звучащими предъёмами.

Финал концерта – Allegro, Ре мажор – написан в трёхчастной репризной форме, имеет фугированную фактуру. Эта музыка в духе Perpetuum mobile носит жизнерадостный, приподнятый характер, рисуя образ безудержного веселья, триольные фигуры в быстром темпе создают танцевальный эффект кружения. Тон этому веселью задают солирующие скрипка и флейта, поддерживаемые чембало, вовлекая в радостное движение весь оркестр. Партия клавира в финале выполняет, преимущественно, роль continuo, однако в отдельные моменты в его партию вплетаются виртуозные сольные эпизоды. Динамика отличается ясностью и чёткостью нюансировкой, вместе со штрихами конкретизируя и заостряя мелодические линии инструментальных партий, и временами способствуя созданию тонкой полифонии звучностей.

 

Все права защищены. Копирование запрещено