Музыканты (как, впрочем, и любители музыки) относятся к своему искусству очень серьезно – и, казалось бы, никому из них не придет в голову назвать музыкальное произведение «безделушкой», тем более – «безделицей»… Но, оказывается, существует сочинения, которые имеют именно такое жанровое определение! «Безделица, безделушка» – так переводится с французского языка слово «багатель».

Первым композитором, назвавшим свое сочинение багателью, был Франсуа Куперен – в одном из его сборников пьес для клавесина присутствует рондо под таким заглавием. Но если для Куперена «Багатель» была конкретной пьесой, то Людвиг ван Бетховен написал множество багателей для фортепиано, которые объединены в три опуса – Op. 33, Op. 119 и Op. 126. Таким образом, у него слово «багатель» уже становится жанровым определением, а Бетховена можно считать основоположником этого жанра, в чьем творчестве установились основные особенности багатели: это инструментальная (первоначально – фортепианная) миниатюра, скромная по форме, легкая по содержанию и не особенно трудная для исполнения. В этом смысле багатель действительно напоминает изящную безделушку – стоит на полке, радует глаз изяществом, но особого смысла не имеет… Но так ли это? Сколько труда и умения нужно, чтобы изготовить красивую керамическую фигурку! Вот так же и багатель предъявляет к композитору весьма высокие требования – в маленькой пьесе нужно сказать многое (и это ничуть не легче, а то и труднее, чем в симфонии или сонате). Поистине, создание багатели, которая понравится и исполнителям, и публике – это наглядное выражение известного принципа «Краткость – сестра таланта».

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти