В рамках цикла концертных программ «Зарядись барокко» в Большом зале «Зарядья» открылись российские гастроли известного британского ансамбля «The Taverner Choir and Players» под руководством Эндрю Пэррота

 

 

Сегодня это один из авторитетных толкователей музыки немецкого композитора – наряду с такими корифеями аутентики, как сэр Джон Элиот Гардинер, Филипп Херревеге, Томас Хенгельброк, Масааки Судзуки, Тон Коопман и Рене Якобс. Эндрю Пэррот – глубокий и чуткий музыкант. Он еще и наделен блестящим литературным даром: им написаны монографии и ряд примечательных статей о Бахе, Пёрселле и Монтеверди.

В 1973 году Эндрю Пэррот, заручившись поддержкой британского композитора и дирижера Майкла Типпета, основал барочный ансамбль «The Taverner Choir and Players». Необозримый репертуар коллектива охватывает несколько эпох и направлений. И все же Бах для Пэррота остается иконой. Именно с его музыкой дирижер обрел свой истинный путь в трактовке сочинений барочной классики.

Эндрю Пэррот полагает, что в сверхрезонансной акустике музыка Баха может затеряться. Тем не менее ее исполнение в концертных залах с прекрасным саундом, возможностями сцены (что не менее важно для размещения состава исполнителей), приобретает все больше «прозрачности». Каждый из исполнителей наделен собственным тембром голоса, что придает особую жизнь композиции самого произведения. Полнота звука достигается не умножением голосов одной партии, а мастерскими «подсчетами» композитора.

Еще в начале 1980-х годов исследователь творчества Баха американский музыковед Джошуа Рифкин рискнул предположить, что композитор не использовал «хор» в «Страстях по Иоанну» в современном понимании этого слова. Хоровое письмо Баха было настолько сложным, что не все музыканты того времени могли успешно его освоить. Композитор сотрудничал в Лейпциге с ансамблем из четырех избранных певцов (концертистов – трое лучших учеников Томасшуле примерно в возрасте от 13 до 21 года и баса), к которым иногда присоединялись еще четыре певца (рипиенисты), а также до 20 или более инструменталистов.

Эндрю Пэррота вдохновила актуальная мысль Джошуа Рифкина еще раз пересмотреть архивные материалы. Музыкант решил восстановить аутентичное звучание баховских «Страстей». Запись была издана в 1990 году и вызвала множество самых разных критических оценок.

С Эндрю Пэрротом многие спорят, однако его интерпретация имеет право на существование, тем более что сам Бах еще при жизни менял структуру композиции сочинения, возвращаясь к первоначальной версии. Каждое новое исполнение Пэррот ни в коем случае не считает повторным. «Это всегда должно быть открытием и для публики, и для самих музыкантов», – считает дирижер.

На сцене – непривычный состав музыкантов: только девять солистов и небольшой инструментальный ансамбль. В партии Евангелиста выступил тенор Хуго Химас, Иисуса – Гай Пелк (бас), Марии Магдалины – Эмили ван Эвера; Пилата – Саймон Грант (бас).

27 сентября коллектив Эндрю Пэррота открыл в Санкт-Петербурге XXI международный фестиваль Earlymusic. «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха были исполнены тем же составом в Государственной капелле имени Глинки.

Ну, а проект «Зарядись барокко» не собирается изменять вкусам меломанов. Уже скоро в «Зарядье» пожалуют с единственным концертом гости с берегов Рейна. 6 октября впервые в Москве прозвучит оратория Георга Фридриха Генделя «Соломон» с участием солистов, хора и оркестра «Кельнская академия» (Германия) под управлением Михаэля Александра Уилленса.

 

Фото предоставлены пресс-службой Концертного зала «Зарядье»

 

Все права защищены. Копирование запрещено.