(1892-1955)
«Человек с двойным паспортом», – так иронически именовал себя Артюр Онеггер, ощущавший в себе и сущность «добропорядочного француза», и некий «швейцарский элемент», который его современник Дариус Мийо именовал «гельветической чувствительностью». Быть может, именно «чувствительностью» продиктовано его известное изречение: «Профессора всего мира только тем и занимаются в консерваториях, что отучают молодых людей от музыки». Разумеется, в этом есть изрядная доля преувеличения, но в одном он была прав: знаниями, полученными в консерватории, не может ограничиваться тот, кто хочет сказать новое слово в музыкальном искусстве – как сделал это Артюр Онеггер.
Отец композитора был швейцарцем, но обосновался он в Гавре, расположенном в Нормандии, этот французский город и стал родиной Артюра Онеггера, однако в юности он несколько лет провел в Швейцарии. Увлекшись музыкальным искусством еще в детстве, он поначалу занимался самостоятельно, но с 1905 г. брал частные уроки игры на скрипке и по гармонии, а по прошествии четырех лет становится студентом консерватории в Цюрихе. Проучившись там два года, он переводится в Парижскую консерваторию. Здесь Андре Жедальж наставляет его в музыкально-теоретических дисциплинах, Венсан д’Энди – в дирижировании, а Шарль-Мари Видор – в композиции. К сожалению, в 1914 г. учебу приходится прервать – начинается Первая мировая война, во время которой Оннегер служит в швейцарских пограничных войсках, но в 1916 г. он возвращается в консерваторию и через два года завершает обучение. К этим же годам относится создание первых значительных сочинений Онеггера – симфоническая поэма «Песнь Нигамона» и струнный квартет. С 1919 г. по 1923 г. композитор работает над фортепианными пьесами, объединенными в «Швейцарскую тетрадь». Уже для этих ранних сочинений характерна сложная, тяготеющая к атональности гармония.
Начало творческого пути Онеггера связано с «Шестёркой» – неформальным содружеством молодых французских композиторов, в которое наряду с ним входили Дариус Мийо, Луи Дюрей, Франсис Пуленк, Жермен Тайфер и Жорж Орик. Название «Шестерка» критики употребляли по аналогии с французским наименованием «Могучей кучки» («Пятерка»): как некогда члены балакиревского кружка, композиторы «Шестерки» восстали против иностранных влияний. Особое неприятие вызывали у них традиции Вагнера, а также принципы атональности, заложенные Арнольдом Шёнбергом. Впрочем, сами члены «Шестерки» впоследствии утверждали, что объединение их было чисто дружеским, а каких-либо общих идейных устремлений они не имели. «Я никогда не кричал «Долой Вагнера!» – писал впоследствии Онеггер в своей книге «Я – композитор».
Поворотным моментом в судьбе Артюра Онеггера, превратившим его из «подающего надежды» в известного композитора, уверенно заявившего о своем таланте, стала премьера оратории «Царь Давид». Композитор написал ее в 1921 г., а первое исполнение состоялось в 1924 г. Ораторию отличает яркая театральность – в ней присутствуют и народные сцены, и марши, и даже эпизоды танцевального характера. К 1920-м гг. относятся и оркестровые сочинения Онеггера, жанр которых он определил как «симфонические движения»: «Пасифик 231» (названное в честь паровоза), «Регби», третье же не получило никакого программного заглавия, оставшись просто «Симфоническим движением № 3».
После «Царя Давида» стало очевидным тяготение композитора к вокально-симфоническим произведениям, имеющим драматическую природу, и Онеггер создает новые сочинения такого рода: «Юдифь», «Антигона», «Амфион», оперу- «Двенадцать ударов полуночи». Высшей точкой его творчества в этом жанре становится драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре», которую автор именовал «грандиозной народной фреской».
Онеггер не замыкался в пределах музыкального творчества – его живо интересовали события, происходящие в мире. В 1934 г. во Франции возникла антифашистская организация «Народный фронт», и композитор стал ее членом. Его вклад в деятельность организации заключался в создании песен для самодеятельных хоров рабочих.
Вскоре после начала фашистской оккупации Франции Онеггеру удалось выехать в Лозанну. В годы войны была написана Вторая симфония, завершающаяся «Победной песнью», опера-оратория «Христофор Колумб». В оккупированной Франции творения Онеггера продолжали исполняться – зачастую воспринимаясь как вызов немцам.
После войны Онеггер продолжает свою деятельность – и композиторскую, и литературную. В своих статьях и книгах он рассуждает о предназначении композитора в мире людей. Особое беспокойство вызывает у него возрастающая роль масс-медиа: «Всем искусствам и прежде всего музыке суждено вскоре исчезнуть», – с горечью замечает он.
Последние годы жизни композитора прошли в Париже. В 1953 г. он был принят в члены Французской академии и награжден Орденом Почетного легиона.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев