«Для меня танец – это способ мышления», – утверждает бельгийская танцовщица и хореограф Анна Тереза Де Кеерсмакер. Она убеждена, что именно это искусство способно в полной мере воплощать абстрактные идеи, представляя публике то, что невозможно увидеть.
Анна Тереза Де Кеерсмакер родилась в Мелехене, в семье фермера. Не сразу она осознала себя как будущую танцовщицу – в детстве она некоторое время обучалась игре на флейте, но позднее бросила занятия на инструменте и отдала предпочтение классическому балету. По воспоминаниям танцовщицы, ее – как многих девочек – очаровывали пуанты и балетные пачки.
Началом ее пути к вершинам искусства танца стало обучение в Брюсселе под руководством Лилиан Ламбер. Здесь она познакомилась с Мишель Анной де Ме (впоследствии они работали вместе). Однако учиться классическому балету Анна Тереза начала слишком поздно, и она это понимала, поэтому, задумываясь о своем будущем, видела себя не столько исполнительницей, сколько создательницей танцев.
В восемнадцатилетнем возрасте Анна Тереза поступила в брюссельскую балетную школу «Мудра», основанную Морисом Бежаром. Здесь состоялась знакомство с Фумеё Икеда – танцовщицей, которая впоследствии не раз выступала в постановках Кеерсмакер.
После двух лет обучения в школе «Мудра» Анна Тереза удостоилась стипендии, позволившей ей учиться в Тишевской школе Нью-Йоркского университета. Нью-Йорк поразил ее смешением культур, которое давало возможность «найти себя и определить источник вдохновения и жизненной энергии». Для Кеерсмаркер таким «источником» стало одно из самых ярких впечатлений тех двух лет, которые она провела в Соединенных Штатах – знакомство с творчеством американских композиторов-авнагардистов. Произведения Ричарда Форэмена, Стива Пакстона, Люсинды Чайлдс раскрывали перед ней целый мир. Но особое впечатление произвели на нее творения Стивена Райха. В Нью-Йоркском университете она создала свою первую сольную постановку на музыку этого композитора (начинать работу приходилось после спектаклей, в одиннадцать часов вечера – но подобные трудности ее не останавливали).
В Брюссель Кеерсмаркер возвратилась с намерением создать новый спектакль на музыку Райха. Она встретилась с Мишель Анной де Ме, и вместе они создали балет «Фаза. Четыре движения на музыку Стивена Райха». В первом «движении» – «Piano fase» – две танцовщицы воспроизводит то, что происходит с участниками фортепианного дуэта: начиная играть в унисон, пианисты постепенно «расходятся» – и то же самое происходит с движениями танцовщиц. Во второй части – «Come out», основанной на одноименном произведении Стивена Райха – присутствует нечто вроде сюжета (хотя он обрисован довольно абстрактно). Четкое противопоставление двух групп персонажей выражается даже в костюмах: светлые одеяния – и костюмы болотного цвета в сочетании с черными сапогами. Основой творческого замысла послужила история создания «Come out»: пьеса представляет собой результат манипуляций над записью фразы, произнесенной чернокожим юношей, который был арестован и вскрыл себе вены, чтобы быть переведенным из полицейского участка в госпиталь (гонорар композитор потратил на оплату услуг адвоката для него). Третья часть – «Violin Fase» – гармоничное сочетание соло скрипки и соло хореографического. Завершается балет «Clapping music» – дуэт на фоне композиции, составленной Стивеном Райхом из ритмов, отбиваемых ладонями. Для своего времени эта постановка казалась очень необычной. Фактически, она положила начало развитию современного танца во Фландрии.
В «Фазе», ставшей дебютом Кеерсмаркер, в полной мере воплотился принцип, который и в последующие годы оставался основой ее творчества – полное единение музыки и танца. При таком подходе очень важно было найти композитора-соратника, и таковой был найден в лице Тьерри де Ме (брата Мишель Анны де Ме). Впрочем, его композиции – не единственная основа постановок Кеерсмакер. Она обращается к творчеству Белы Бартока, Иоганна Себастьяна Баха, Арнольда Шёнберга, Вольфганга Амадея Моцарта, фламандских полифонистов эпохи Возрождения, к индийской музыке.
Успех «Фазы» в 1982 г. создал благодатную почву для продолжения творческой деятельности на родине и создания собственной труппы. Компания «Rosas danst Rosas», возглавляемая Кеерсмакер, была основана в 1983 г. Спектакли труппы представлялись на сцене «Kaaitheater» – авангардного театра, а в 1992 г. труппа обрела резиденцию в Королевском оперном театре Ле Монне.
Важным шагом стало основание школы современного танца PARTS (Performing Arts Research and Training Studios). Выпускником этого учебного заведения является, например, Сиди Ларби Шеркауи.
Анна Тереза де Кеерсмаркер проявила себя не только как хореограф, но и как оперный режиссер. Впервые это произошло в 2004 г., когда она поставила оперу японского композитора Тосио Хосокавы «Hango» на фестивале в Экс-ан-Прованс. В 2017 г. она удивила публику оригинальной интерпретацией оперы Моцарта «Так поступают все». Необычность постановки заключалось не только в «двойниках»-танцовщиках, сопровождавших персонажей, но и в том, что комическая опера с игривым анекдотическим сюжетом приобрела меланхолический и даже трагический оттенок.
Но к какому бы произведению ни прикасалась Анна Тереза Де Кеерсмаркер, она всегда остается верной своему убеждению: «Танец прославляет то, что делает нас людьми».
Подобные посты
Наталия Михайловна Дудинская
19.08.2020(1912-2003) «Королева быстрых темпов» – так называли выдающуюся отечественную балерину Наталию Михайловну Дудинскую. Казалось, что ее танец отменяет все физические ограничения, какие способна поставить сама природа человеческого тела. Наталия Дудинская – не просто балерина, а потомственная балерина. Ее мать буквально завоевала себе право заниматься балетом вопреки желанию родителей-дворян, выступала она под псевдонимом Тальори. Супруг […]
Максим Алексеевич Венгеров
19.08.2020(р. 1974) Максим Алексеевич Венгеров – личность многогранная, это и скрипач-виртуоз, и педагог, и дирижер. Максим Венгеров появился на свет в Челябинске, но в скором времени семья переехала в Новосибирск. Оба родителя были музыкантами: мать руководила хором детского дома, отец исполнял партию гобоя в Новосибирском филармоническом оркестре. В такой семье вопрос ставился не о том, […]
Серджиу Челибидаке
08.08.2020(1912-1996) Серджиу Челибидаке – дирижер очень своеобразный. Его интерпретации зачастую отличались от общепринятых, а исполнение музыки было сопоставимо для дирижера с мистическим опытом. Творческая индивидуальность Серджиу Челибидаке во многом обусловлена идеями дзен-буддизма. Серджиу Челибидаке родился в Романе – небольшом румынском городе, расположенном на северо-востоке страны, но вскоре семья переехала в Яссы. Его отец – […]
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Пока нет комментариев