Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»Симфоническая миниатюра «Волшебное озеро», созданная Анатолием Константиновичем Лядовым – блестящий пример того, как человек с богатым воображением способен увидеть нечто сказочное в самых реалистических образах. Это произведение стоит в одном ряду с «Бабой-Ягой» и «Кикиморой» – музыкальными картинами, проистекающими из образов русских народных сказок. Все три произведения были задуманы в начале 1881 г., когда композитор очень серьезно заинтересовался русским фольклором вообще и сказками в частности, все они были написаны гораздо позднее – на волне того творческого подъема, которым были отмечены последние десять лет жизни Анатолия Константиновича Лядова, и даже само название – «Волшебное озеро» – казалось бы, отсылает к сказочному миру… В какой же сказке нашел композитор это озеро?

В том-то и дело, что… не нашел ни в одной, хотя и пытался отыскать. Образ этот подсказало ему совершенно реальное озеро, которое видел он в лесу: «Простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое», – так описывает его композитор. Борис Асафьев сообщает, что озеро это находилось недалеко от села Волыновка (на севере, ближе к Финляндии), а на полях одного из эскизов сохранился рисунок композитора, изображающий озеро, поросшее камышом, с елями на берегах. Лядов даже смог понять, почему найти подходящее место в какой-то народной сказке ему не удалось: все-таки жанр сказки предполагает действие, а здесь речь шла о «движении мысли», игре светотени, красок и воздуха в кажущейся неподвижности… Все же ему удалось связать образ столь полюбившегося ему лесного озера со сказочным сюжетом: Анатолий Константинович Лядов начал работать над оперой «Зорюшка», где присутствует озеро, населенное русалками. Но опера так и не была написана – остались лишь эскизы к ней – а музыкальная характеристика сказочного озера стала симфонической миниатюрой.

«Волшебное озеро» интересно и с точки зрения подчинения веяниям времени. Известно, что Анатолий Константинович Лядов крайне негативно оценивал творения своего современника Александра Николаевича Скрябина, утверждая, что музыка Рихарда Вагнера в сравнении с этим – сладкий лепет младенца, и восклицая: «Куда же делась музыка!». Тем не менее, в «Волшебном озере» можно усмотреть сходство с музыкальным языком Скрябина: здесь тоже отсутствуют протяженные мелодии, темы как таковой нет – только короткие мотивы… Еще в большей степени это напоминает произведения другого современника Лядова – Клода Дебюсси, например, «Море».

Отказавшись от мелодии, композитор широко разворачивает палитру иных средств музыкальной выразительности: тембры, гармония. Ощущение глубины создается квинтой, наслаивающейся на тянущийся звук низких струнных и едва различимый рокот литавр. Движение скрипок звучит как легчайшая рябь на поверхности воды. Все здесь приглушенно – скрипки играют с сурдинами, медных духовых нет, тихо «плещутся» мелкие мотивные звенья, арпеджио арфы, скрипичные флажолеты, звучание челесты… А протяженной мелодии здесь быть и не может, ведь за мелодией изначально стоит «человеческий голос», композитор же хотел создать картину «без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа». Ирреальность, «внечеловечность» этой картины подчеркивается обилием альтерированных гармоний.

«Какое мое «Волшебное озеро» хорошее! Играю – и упиваюсь», – признавался Анатолий Константинович Лядов. Весьма неожиданное суждение в устах этого человека, известного своей скромностью! Но не согласиться с этой самооценкой нельзя.

Симфоническая миниатюра «Волшебное озеро» была закончена в 1908 г., а впервые исполнена в феврале 1909 г. в Санкт-Петербурге под управлением Николая Черепнина.

 

Музыкальные Сезоны