(1883–1947)
В развитии итальянской музыки ХХ века важную роль сыграл Альфредо Казелла. Именно он был лидером группы композиторов, направившей свои творческие искания в сторону авангарда.
Альфредо Казелла, уроженец Турина, был выходцем из старинного рода, восходящего к итальянскому композитору эпохи Возрождения Пьетро Казелле. Отец и дед Альфредо были известными виолончелистами, а мать – прекрасной пианисткой. Она начала учить сына фортепианной игре, когда ему было пять лет. Мальчик делал большие успехи – в восьмилетнем возрасте он играл наизусть весь «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха. Правда, на некоторое время он охладел к музыке, увлекшись электротехникой и химией, но посещение оперы Рихарда Вагнера «Гибель богов» под управлением Артуро Тосканини произвело на двенадцатилетнего Альфредо столь глубокое впечатление, что он решил избрать профессию музыканта. В том же году он дал свой первый концерт.
В 1896 г. Казелла успешно выдержал вступительные экзамены в Парижской консерватории и стал учеником Луи Демьера. Годы, проведенные во французской столице, стали для него временем творческого становления. Казелла успешно обучался фортепианной игре, в 1899 г. он удостоился первой премии, а в следующем году начал учиться композиции у Габриеля Форе. Альфредо подружился с другими его учениками, особенно теплые отношения сложились у него с Морисом Равелем.
Первое известное сочинение Казеллы – «Грустный вальс» – написано в 1901 г., а первым его изданным произведением стала «Павана» для фортепиано, созданная в 1902 г. В том же году он покинул консерваторию и в дальнейшем самостоятельно обучался композиции, одновременно занимаясь преподаванием фортепианной игры. Кроме того, он выступал как пианист в составе трио, созданного Джордже Энеску. В 1903 г. композитор представил на конкурс, объявленный одним из музыкальных журналов, два сочинения – романс «Треснувший колокол» на стихи Шарля Бодлера и «Вариации на чакону». Победа на этом конкурсе обратила на него внимание издателя Мато, который в ближайшие годы опубликовал несколько его произведений: Баркаролу, Скерцо для флейты и фортепиано, Токкату для фортепиано и другие.
В 1906 г. Казелла принял участие в пианистическом конкурсе имени Луи Демьера. Выступление оказалось неудачным, и это побудило его отказаться от концертов в качестве пианиста-солиста, но Альфредо продолжал выступать как аккомпаниатор, да и композиторская деятельность последующих лет была весьма плодотворной: в тот год Казелла завершил свою Первую симфонию, а также Сонату для виолончели, посвященную Пабло Казальсу. В 1907 г. он оркестровал «Исламея» Милия Алексеевича Балакирева – это было рискованным шагом, ведь сам автор упорно отказывался это делать, но когда Казелла, приехав в Россию в качестве аккомпаниатора Пабло Казальса, показал Балакиреву партитуру, русский композитор одобрил ее. В 1908 г. в Монте-Карло состоялся дирижерский дебют Казеллы.
В 1909 г. Казелла стал секретарем Национального общества независимых, созданного по инициативе Равеля и возглавляемого Форе. В те годы он стал пропагандистом симфоний Густава Малера во Франции, чье влияние очевидно во Второй симфонии Казеллы. Эта симфония прозвучала в 1920 г. на авторском концерте Казеллы, наряду с нею были исполнены Сюита до мажор и рапсодия «Италия».
В 1911 г. Казелла стал заместителем Альфреда Корто, возглавившего кафедру фортепиано в консерватории. В таком качестве Казелла работал до 1915 г. Самым значительным произведением тех лет стал балет «Венецианский монастырь». В 1914 г. он снова начал выступать как пианист-солист, и начало Первой мировой войны не помешало этому.
В 1915 г. Казелла стал профессором Музыкального лицея св. Цецилии, и с этого времени он жил в Риме. Под впечатлением военных событий он создал фортепианный цикл «Страницы войны», вокальный цикл «Прощание с жизнью». Этим мрачным сочинениям контрастирует исполненная юмора сюита «Марионетки». В созданной в 1916 г. Сонатине для фортепиано классическая староитальянская форма сочетается с атональным письмом. В том же году была написана экспрессионистская «Героическая элегия памяти солдата, погибшего на войне». В 1917 г. стараниями Казеллы было создано Национальное музыкальное общество, позднее переименованное в Общество современной музыки. На организуемых им концертах исполнялись сочинения композиторов того времени – итальянских и иностранных.
1919 г. был для композитора тяжелым: прекращение существования Общества современной музыки, критические нападки, неприятие его сочинений публикой. Но в 1920 г. композитор был избран членом Академии св. Цецилии. Творчество последующих лет отмечено чертами неоклассицизма. Среди сочинений 1920-х гг. – «Три песни треченто», Концерт для двух скрипок, альта и виолончели, балет «Кувшин», Римский концерт для органа и оркестра, дивертисмент «Скарлаттиана». В 1930-х гг. написаны оперы «Женщина-змея» и «Сказание об Орфее», Трио-соната, Концерт для оркестра. Одновременно Казелла много выступал как дирижер. Концертная деятельность была почти прекращена после 1942 г. из-за пошатнувшегося здоровья, но Казелла продолжал создавать музыку. Самым значительным сочинением последних лет его жизни стал дивертисмент «Паганиниана».
В 1946 г. Казелла последний раз выступил как дирижер, а в 1947 г. – как пианист, в марте того же года композитор ушел из жизни.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев