В ранний период творчества Александр Порфирьевич Бородин шлифовал свое композиторское мастерство, создавая камерно-инструментальный сочинения. В зрелый период средоточием его композиторских интересов становятся другие области музыки – симфония и опера, но со второй половины 1870-х гг. он вновь обращается к камерному жанру и создает два струнных квартета, ставших вершиной его камерно-инструментального творчества, а по своим художественным достоинствам не уступающих «Князю Игорю» и симфоническим произведениям Бородина.

Что же заставило композитора вновь обратить взор в сторону камерной музыки? Следует заметить, что в этом он был не одинок: в 1870-х гг. рождаются струнные квартеты Петра Ильича Чайковского, да и товарищи Бородина по «Могучей кучке», проявляют интерес к камерному жанру (исключение составлял лишь Модест Петрович Мусоргский, который, по словам Бородина, «один упорно действовал по оперной части»). В определенной степени это было обусловлено культурными процессами, происходящими в России: развивается концертная жизнь, камерная музыка выходит за пределы домашнего музицирования, возникают исполнительские коллективы – такие, как квартет московского отделения Русского музыкального общества или «Русский квартет». Популярность камерной музыки растет очень быстро – так, еще в 1875 г. Чайковский сетовал, что она «плохо прививается в Москве», но всего три года спустя критик Осип Яковлевич Левенсон отмечает, что «квартетные собрания», организуемые Русским музыкальным обществом, «посещаются прекрасно». Такой интерес к камерной музыке стимулировал композиторов создавать новые сочинения.

И вот в 1875 г. Александр Порфирьевич Бородин, уже имеющий солидный композиторский опыт, обращается к той области камерно-инструментальной музыки, которая традиционно считается наиболее сложной и совершенной – к жанру струнного квартета. Как иронически заметил композитор, известие о его работе над этим сочинением вызывало ужас у друзей – у Модеста Петровича Мусоргского и Владимира Васильевича Стасова. Впрочем, Мусоргский вообще был равнодушен к камерной музыке, а Стасов и в последующие годы, когда были написаны оба струнных квартета, не оценил по достоинству камерно-инструментальных сочинений Бородина, полагая, что они были слабее других произведений композитора.

Работа над Струнным квартетом № 1 ля мажор (как это нередко бывало у такого занятого человека, как Бородин), растянулась надолго. В 1877 г. композитор упоминает о нем в одном из писем как о почти законченном произведении, однако завершить квартет он смог только летом 1879 г.

Первый квартет Бородина – масштабный четырехчастный цикл, объединенный интонационными и тематическими связями. Первая часть – Moderato. Allegro – открывается медленным, задумчивым вступлением, в котором диатоничность сочетается с хроматизированностью. В главной партии тоже сочетаются противоположные черты – динамичное движение восьмых и напевность. Необычно для сонатной формы изложение главной партии в двухчастной развивающей форме. Связующая партия построена на нисходящем, а затем восходящем перемещении краткого мотива, которому взаимодействие параллельных тональностей придает особую проникновенность. Мажорная, «вокальная» по своей природе побочная партия исполнена страсти. Излагается она в трехчастной форме. Заключительная партия повторяет один из разделов связующей. Два раздела разработки разграничены цезурой. В первом разделе трансформация тем вносит ощущение тревоги, второй противопоставляется ему светлым колоритом и умиротворенностью. В репризе сущность музыкальных образов не меняется, но их контрастность подчеркивается.

Вторая часть – Andante – начинается двухголосным изложением темы, это нетипично для струнного квартета, но вполне обычно для русских лирических песен, которые напоминает эта мелодия. Отдельные интонации роднят ее с Хором поселян из оперы «Князь Игорь». Второе проведение – в трехголосном изложении – прерывается страстной речитацией скрипки, звучащей как крик отчаяния. Широкая вторая тема, открываемая доминантовым аккордом, светла и возвышенна. Напевность сопровождающих голосов не делает фактуру полифонической – она остается гомофонно-гармонической. Средний раздел – фугато, основой которого становится хроматическая тема.

Третья часть – Prestissimo – очень подвижное, легкое скерцо. Непрерывная пульсация создается повторением краткой ритмической ячейки. Ритмическая упругость и предельно быстрый темп роднят третью часть со скерцо Первой симфонии. В ней немало неожиданных тональных сдвигов, необычных тембровых эффектов (например, широко используются флажолеты).

Финал – Andante. Allegro risoluto – открывается вступлением, основанном на одной из тем второй части. Ее тоскливому звучанию противопоставляется волевая главная партия, которая без связующей и даже без цезуры «сталкивается» с побочной – светлой, одновременно лиричной и оживленной. В разработке главная партия не претерпевает существенных изменений, побочная приобретает характер танца. Контрастность углубляется в репризе. В коде на первый план выступает мелодия, сопровождавшая тему вступления в качестве одного из голосов фактуры.

Струнный квартет № 1 впервые прозвучал в декабре 1880 г. на одном из квартетных вечеров Русского музыкального общества в исполнении «Русского квартета» в Санкт-Петербурге, а в 1883 г. состоялась московская премьера. В последующие годы Квартет приобрел известность за пределами России – его исполняли в Лейпциге, Антверпене, Брюсселе, Льеже и даже в Новом Свете.

Все права защищены. Копирование запрещено