Композитор Александр Борисович Журбин проявил себя в различных жанрах. Он является автором мюзиклов, музыки к многочисленным фильмам, а также создателем первой в СССР рок-оперы (названной при ее создании «зонг-оперой»). Есть среди его сочинений и оперы, созданные в рамках академической музыкальной традиции. Композитор не согласен с теми, кто считает, что академическая опера изжила себя, что ничего принципиально нового на этом поприще уже не будет создано – он продолжает творить в оперном жанре, и в 2016 г. Журбин завершил очередное произведение – «Метаморфозы любви».

Композитор обратился к одноактной опере. Такая форма художественного высказывания привлекает лаконичностью, предельной сжатостью сюжета и углубленным психологизмом – но одноактный спектакль слишком краток, чтобы ему можно было посвятить целый вечер в оперном театре. Как правило, при постановке таких опер им стараются подобрать «пару», а иногда представляют даже три спектакля подряд. Журбин сразу же избавил потенциальных постановщиков от необходимости таких поисков – он создал три одноактные оперы. Каждая из них обладает законченным сюжетом, своим особым музыкальным языком, у каждой одноактной оперы есть свое заглавие – тем не менее, они составляют единое произведение, приходящее к единому финалу, заключающему в себе главную мысль (в этом можно усмотреть некую отдаленную аналогию с частями симфонии). Одним из объединяющих начал служит тема любви, раскрытию которой посвящены все три части триптиха.

О любви, казалось бы, сказано уже все – трудно назвать такое художественное произведение, в котором этот мотив не присутствовал бы в той или иной степени, но тайна любви остается неразгаданной. В произведении Журбина она выглядит особенно жгучей потому, что в опере живут и действуют реально существовавшие люди, оставившие яркий след в истории. Среди них есть и поэты, и философы, и композитор, и ученый. Рядом с этими персонажами присутствуют женщины, одновременно и вдохновлявшие их, и становившиеся для них «проклятием». Композитор сам работал над либретто в соавторстве с Александром Левшиным.

Первая часть – «Верность» – посвящена последней любви Иоганна Вольфганга Гёте. Поэт, которому было уже за семьдесят, полюбил юную Ульрику фон Леветцов. Мать девушки не дала согласия на брак, Гёте вскоре умер, а Ульрика, прожив долгую жизнь, так и не вышла замуж, хотя неоднократно получала предложения. «Верности» противопоставляется «Измена» – история любви композитора Малера и его супруги Альмы, которую называют «музой девяти творцов» и «вдовой четырех искусств». Ее супружеская неверность стала тяжелым ударом для Малера, но не заставила его отдалиться от жены, а на полях партитуры его последнего сочинения есть надпись: «Жить и умереть для тебя, Альма!». Неприязни к этой женщине Журбин не скрывает – по его мнению, именно ее неверность послужила причиной ранней смерти великого композитора.

Героиней третьей оперной новеллы – «Эротика» – стала Лу Андреас-Саломе, писательница, философ и психоаналитик, автор научной книги «Эротика», в которой трактовала эротику и художественное творчество как части одного целого. Будучи замужем за ученым-лингвистом Карлом Фридрихом Андреасом, она никогда не вступала с ним в телесную близость, но и не разводилась с ним, хотя к этому ее пытались склонить многочисленные любовники, среди которых – философы Пауль Реё и Фридрих Ницше, писатель Франк Ведекинд, поэт Райнер Мария Рильке (своеобразной квинтэссенцией образа этой женщины стала постановочная фотография: Лу сидит в повозке, погоняя кнутом «запряженных» в нее Ницше и Реё). Не устоял перед ее чарами и психолог Зигмунд Фрейд.

Примечательно, что все герои оперы – немцы и австрийцы. Журбин подчеркивает, что обращение к австро-немецкой культуре не случайно – ведь без немецких и австрийских композиторов невозможно представить себе академическую музыку. В оперном триптихе индивидуальные черты стиля Журбина органично сочетаются с особенностями немецкой музыки, причем во всех трех частях они соответствуют эпохе, когда происходит действие. В «Верности» ощущается связь со стилем Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта. В «Измене», где одним из действующих лиц является Густав Малер, за образец естественным образом принимается музыкальный язык этого композитора. В «Эротике» ориентиром становится стиль Курта Вайля, а также джаз, в оркестр вводятся бас-гитара, ударная установка. Части триптиха соединяются между собою интермедиями, построенными на атональной технике.

Ни одну из историй любви, рассказанных в оперном триптихе, нельзя назвать счастливой, тем не менее финал, в котором объединяются все действующие лица, звучит оптимистично – ведь без любви, без страданий, которые приносит она, нет творчества: «Лишь раненое сердце рождает великие шедевры».
Оперный триптих «Метаморфозы любви» был впервые представлен публике в мае 2017 г. в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

Все права защищены. Копирование запрещено