Оперы Джузеппе Верди не сходят со сцены уже более столетия – и, вероятно, публика никогда не перестанет их любить, но возможно ли возрождение драматургических и стилистических принципов великого итальянца в музыке Новейшего времени? Аргентинский композитор Альберто Эваристо Хинастера был убежден, что возможно. Разумеется, достичь цели в полной мере ему не удалось – как известно, войти в одну реку дважды невозможно, буквально не повторяется ничто в мире, и в музыке в том числе – но сама попытка осуществления такой идеи привела к созданию интереснейших произведений, и одно из них – опера «Дон Родриго».

За основу оперы композитор взял сюжет из родственной для Аргентины фольклорной традиции – испанской. Заглавный герой произведения – воспетый (точнее, проклятый) в средневековых испанских романсах король вестготов Родерих (Родриго), известный как «последний гот». Именно при нем Пиринейский полуостров был захвачен маврами, судьба самого Родериха точно неизвестна, но, вероятнее всего, он погиб в бою. Легенда, взятая за основу оперы Хинастеры, превратила короля в главного виновника роковых для Испании событий.

Дон Родриго, одержавший победу над врагами и провозглашенный королем Испании, открывает гробницу Геркулеса, в которую до тех пор никто не решался проникнуть. Там он находит пергамент с пророчеством, не сулящим ему ничего хорошего – ему суждено стать последним представителем своей династии на испанском престоле. Вместе с пергаментом в склепе обнаруживается арабское знамя. Вскоре внимание короля привлекает прекрасная Флоринда (в испанских романсах – Ла Кава) – дочь дона Хулиана, губернатора Сеуты. Воспылав страстью к красавице, Родриго врывается к ней в альков и насильно овладевает девушкой. Несчастная умоляет отца отомстить за ее бесчестие, и дон Хулиан внимает ее мольбе. Заручившись поддержкой арабов, он вступает в бой с войсками дона Родриго и одерживает победу. Раненый в бою Родриго скрывается в часовне. Здесь его находит Флоринда. Девушка сообщает, что в Астурии собрались преданные королю войска, что они готовы поднять королевские знамена, и во всей Испании звонят колокола, возвещая об этом. Но поздно: Родриго умирает на руках возлюбленной.

Таков сюжет оперы. Альберто Хинастера не стремился подчеркнуть его связь с конкретной эпохой и страной, он называл свое творение «фантазией на всегда актуальные темы», воплощение «универсальных чувств человеческой души» – любви, страсти, ревности, ненависти, жажды мести. Но не только темные страсти находят отражение в опере – не случайно финал по сравнению с легендой изменен: если в испанском романсе герой искупает свою вину, будучи заживо похороненным со змеёй, грызущей его сердце, а судьба обесчещенной им девушки остается неизвестной, то в опере Флоринда прощает Родриго.

Воплощая столь драматичный сюжет в опере, Хинастера считал главной своей задачей «вернуть современной опере пение»: композитор утверждал, что если бы его спросили, как нужно петь «Дона Родриго», то он ответил бы, что петь его нужно так же, как «Отелло» Джузеппе Верди. Действительно, ариозных эпизодов в опере немало (как говорил сам Хинастера, он использовал «триединство: речитатив – ариозо – ария»), но он применил композиторские техники своей эпохи, которые входили в противоречие с вокальным стилем вердиевских опер – прежде всего, речь идет о додекафонии. По этой причине наряду с традиционным оперным вокалом в произведении присутствует Sprechgesang – техника мелодекломации, созданная Арнольдом Шёнбергом.

Роль оркестра в драматургии оперы весьма велика – насыщенная оркестровая ткань подчеркивает эпическую мощь музыки. В наиболее значительных моментах действия композитор в изобилии использует медные духовые – например, в сцене коронации Родриго. Неизгладимое впечатление производит звучание колоколов в финале: двадцать четыре колокола объединены в двенадцатитоновом аккорде.

Значительная роль оркестрового начала выражается и в том, что в построении оперы Хинастера использовал формы, характерные для инструментальной музыки – например, первая картина имеет рондообразную структуру, вторая построена в виде сюиты, а четвертая напоминает скерцо. Доминирует в опере принцип трехчастности (экспозиция, кульминация, развязка) – каждый из трех актов состоит из трех картин, которые в свою очередь подразделяются на три сцены, и на каждом из этих уровней наблюдается замкнутость формы.

Премьера оперы «Дон Родриго» состоялась в 1964 г. в театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Критики награждали ее восторженными эпитетами: «додекафонный “Отелло”», «опера, наиболее значительная со времен “Турандот”», «“Воццек” Западного полушария». Одним из лучших исполнителей заглавной партии стал Пласидо Доминго, он впервые исполнил роль Родриго на нью-йоркской премьере, состоявшейся в 1966 г., а в следующем году он выступил в этой партии в Лос-Анджелесе.

 

Копирование запрещено.