(1869-1937)

 

Судьба французского композитора Альбера Русселя не вполне обычна. В жизнеописаниях талантливых людей часто говорится о раннем проявлении одаренности, о начале творческой деятельности в юности или даже в детстве. У Русселя дело обстоит с точностью до наоборот – довольно долго он не помышлял о профессиональной композиторской карьере.

Уроженец Туркуэна, Альбер Руссель появился на свет в семье торговца тканями. Это было весьма состоятельное и уважаемое семейство – среди предков были политические деятели, а дед будущего композитора много лет занимал пост мэра. Именно в его семье жил Руссель с семилетнего возраста, после смерти матери (отца он лишился еще в младенчестве), но когда ему было одиннадцать лет, дед тоже умер, в дальнейшем Альбера воспитывала тётя. Она очень тепло относилась к мальчику, но после стольких утрат он привык чувствовать себя одиноким и жить в мире книг и фантазий. Альбер успешно обучался игре на фортепиано, но предметом его мечтаний была не музыка, а море, любовь к которому зародилась в его душе под влиянием любимых книг – произведений Жюля Верна.

И вот, получив аттестат зрелости, он поступает в Высшую военно-морскую школу. Тем не менее, музыка остается его увлечением. Во время плавания он организовал среди моряков любительский оркестр и хор, для которых сочинял музыку. Завершив учебу и став морским офицером, Руссель служил на разных кораблях, ходил в кругосветное путешествие. Морская служба не мешала сочинять музыку – правда, Руссель ощущал недостаток знаний, который пытался компенсировать самостоятельным изучением учебников гармонии. Сослуживец решил представить фортепианные пьесы Русселя брату – оперному певцу. Моряк взял ноты и, отправившись в отпуск… забыл о своем обещании. Но огорчать друга не хотелось, и он сказал, что брат одобрил сочинения и порекомендовал стать профессиональным композитором.

Окрыленный этими словами, Руссель во время длительного отпуска показал свои произведения профессору Эжену Жигу и удостоился его одобрения. Он вышел в отставку и начал учиться у Жига контрапункту и гармонии. По прошествии четырех лет он поступил в Schola cantorum, где обучался у Венсана д’Энди, и в скором времени стал его ассистентом. Окончив это учебное заведение в 1902 г., Руссель стал в нем преподавателем. У него учились Эрик Сати, Богуслав Мартину, Эдгар Варез и другие известные композиторы.

Отказавшись от профессии моряка в пользу музыки, Руссель не утратил любви к странствиям. В 1908 г. он путешествовал по Индии. Под впечатлением этой поездки он создал триптих для солистов и хора с оркестром «Вызов видений», исполненный с большим успехом. Столь же успешной была постановка его балета «Пиршество паука», на основе балетной музыки композитор создал сюиту. Эти произведения прославил Русселя как композитора-импрессиониста.

В 1913 г. он получил заказ на оперу от театра Grand Opera, причем выбор сюжета был предоставлен самому композитору, и он вновь обратился к теме Индии, выбрав средневековую легенду о Падмавати. Работа над оперой была прервана началом Первой мировой войны. Из-за возраста Руссель не мог стать солдатом, но в качестве волонтера работал водителем санитарной машины. В начале 1918 г. он был демобилизован по болезни. Несколько месяцев ушло на восстановление здоровья, но наконец летом того же года он вернулся к работе над оперой. Композитора одолевали сомнения: будет ли эта старинная история любви и верности близка и понятна людям, пережившим ужасы мировой войны? Впрочем, он верил, что два-три года ожидания все исправят – но ждать пришлось семь лет, и тогда грандиозный успех развеял все сомнения.

Если поначалу стиль Русселя можно было отнести к импрессионизму, то в послевоенные годы в нем ясно обозначились черты неоклассицизма. Эта тенденция все более явственно проступала в трех симфониях, написанных после войны – Второй, Третьей и Четвертой.

В 1920 г. Руссель поселился в Нормандии, недалеко от моря. К этому времени его уже можно было назвать одним из признанных лидеров французского музыкального искусства. Он руководил французской секцией Международного общества современной музыки, принимал участие в работе жюри фестиваля, проводившегося каждый год. Руссель живо интересовался новыми музыкальными явлениями, поддерживал молодых композиторов – и сам не чуждался новаторства. Одним из первых европейских композиторов он стал применять в своих произведениях китайские, древнегреческие и индийские лады (это проявилось, например, в Сонате для скрипки и фортепиано).

К концу 1920-х гг. Руссель был известен не только на родине, но и за границей. В 1930 г. он посетил США, где присутствовал при мировой премьере своей Симфонии № 3, исполненной Бостонским оркестром, дирижировал которым Сергей Александрович Кусевицкий.

В последние годы жизни Руссель страдал от заболевания сердца. По рекомендации медиков в 1937 г. он отправился в курортный приморский город Руайян. Здесь он работал над Трио для гобоя, кларнета и фагота. Не успев завершить это произведение, композитор скончался в августе 1937 г.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.