(1900-1995)
«Наш друг», – так называл советский музыковед Григорий Михайлович Шнеерсон британского композитора Алана Дадли Буша. И с этим нельзя было не согласиться – Буш посещал СССР, пропагандировал советскую музыку в Англии, одним из истоков, оказавших влияние на его творчество, стала советская массовая песня, а в одной из опер он ориентировался на традиции Модеста Петровича Мусоргского.
Алан Буш родился в Лондоне, в семье, принадлежавшей к среднему классу. Небольшая фирма, основанная дедом композитора, позволяла жить скромно, но безбедно, и родители стремились дать хорошее образование троим детям, среди которых Алан был младшим. Старший брат играл на фортепиано, Алану нравилось его слушать, особенно произведения Фредерика Шопена и Мориса Равеля, но желания самому стать музыкантом он поначалу не проявлял. Такое намерение возникло в четырнадцать лет – после концерта, на котором Алан испытал сильнейшее потрясение, услышав Симфонию № 3 Людвига ван Бетховена и увертюру к «Тангейзеру» Рихарда Вагнера. Четыре года упорных занятий позволили поступить в Королевскую академию музыки, где наставниками Буша стали Тобийас Маттей и Фредерик Кордер. В студенческие годы Буш работал над оперой «Последние дни Помпей», но впоследствии уничтожил ее. Первым его опубликованным сочинением стали Три пьесы для двух фортепиано. Завершив обучение в Академии, Буш несколько лет частным образом обучался композиции у Джона Айрленда и фортепианной игре у Бенно Моисеивича, а в 1928–1929 гг. в Берлине брал уроки у Артура Шнабеля. Среди сочинений 1920-х гг. – Квартет для скрипки, виолончели и фортепиано, вокальные сочинения на стихи Гарольда Монро и Уильяма Батлера Йейтса, «Симфонические впечатления», Струнный квартет «Диалектика». Последний, прозвучав на фестивале в Праге, сделал имя Буша известным за пределами Англии.
1920-е гг. стали для Буша временем не только творческих, но и идейных поисков. После Первой мировой войны, во время которой погиб его старший брат, Алан отвергал консервативные взгляды родителей. Некоторое время он увлекался теософией, затем изучал социологию, читал труды Артура Шопенгауэра и в конечном итоге пришел к марксистской философии и стал членом Независимой рабочей партии и принял участие в деятельности Лондонского трудового хорового союза, объединявшего самодеятельные хоры, в которых пели рабочие. В 1935 г. Буш стал членом Британской коммунистической партии, а в следующем году основал Рабочую музыкальную ассоциацию. В отличие от Хорового союза, эта организация действовала на всей территории Великобритании и охватывала все виды музыкальной самодеятельности. С этой стороной деятельности Буша связано создание множества песен в 1930–1940-х гг. – «Песня голодного марша», «Определите свое мнение», «Правду не скрыть» и другие. Разумеется, творческая деятельность композитора не ограничивалась созданием песен. Самым примечательным сочинением 1930-х гг. стал Фортепианный концерт, необычной чертой которого было введение в финал хора и солирующего баритона, поющих текст политического характера. Социально-политическим смыслом наделена и Первая симфония Буша, завершенная в 1940 г.: программные заглавия ее частей – это название британских городов, где разворачивались события, связанные с борьбой рабочих против эксплуатации. Воплощая такую программу, композитор использовал разнообразные музыкальные средства – от серийной техники до джаза. В последующие годы были написаны «Размышление на немецкую песню 1848 года» для скрипки и фортепиано, оркестровая «Фантазия на советские темы», увертюра «Праздничный день» и другие сочинения. Эти произведения создавались в годы Второй мировой войны – несмотря на то, что композитор служил рядовым в санитарных частях.
В послевоенный годы были созданы Три концертных этюда для фортепиано, увертюра «Решимость», «Английская сюита», а в 1948 г. – в преддверии пятисотлетнего юбилея установления независимости Ноттингема от королевской власти композитор создал Симфонию № 2 «Ноттингемскую», в том же году был завершен Скрипичный концерт.
В 1950 г. Буш впервые после неудачного студенческого опыта обратился к оперному жанру. Его первая опера – «Уот Тайлер» – повествующая о крестьянском восстании 1381 г., являет собой продолжение традиций Мусоргского на британской почве (примечательно, что партия главного героя поручена не тенору, что соответствовало бы традициям западноевропейской оперы, а баритону). Сюжет второй оперы Буша, завершенной в 1955 г. – «Люди из Блэкмура» – тоже связан с революционными событиями, с восстанием нортумберлендских шахтеров в XIX столетии (в период работы над оперой композитор не только изучал музыкальный фольклор Нортумберленда, но и спускался в шахту). В начале 1960-х гг. композитор параллельно работал над Симфонией № 3 «Байроновской» и над оперой «Сборщики сахарного тростника, или Джонни из Гвианы», раскрывающей тему борьбы британских колоний за независимость. Последняя опера Буша – «Джо Хилл» – была завершена в 1967 г., ее заглавный герой – американский поэт и деятель профсоюзного движения. Но, разумеется, композитор вдохновлялся не только политикой – например, посещение пещеры Ласко во Франции в 1982 г. привело к созданию Симфонии № 4 «Ласко», написанной под впечатлением древней наскальной живописи.
Последние сочинения Алана Буша – «Весенний лес и летний сад» для фортепиано, «Летняя долина» для виолончели и фортепиано – были написаны в конце 1980-х гг. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезным ухудшением здоровья. Алан Буш скончался в 1995 г., так и не узнав о распаде СССР.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев