«Хвалите Его на струнах и органе», – эти слова из 150 псалма получили буквальное воплощение в практике католической церкви: орган, этот величественный инструмент, с его «космическим» звучанием кажется неотъемлемой частью богослужений западной ветви христианства… Но так было не всегда и не везде. Многие раннехристианские богословы (например, Климент Александрийский) настаивали, что восхвалять Господа должен только человеческий голос, да и после того, как в VII столетии орган вошел в католическую богослужебную практику, его использовали не везде. Ведь орган – инструмент большой, и не всегда масштабы храма позволяют его разместить – например, в часовне (капелле по-итальянски) это невозможно, поэтому в капеллах приходилось ограничиваться хором. По этой причине к концу XVII столетия за хоровым пением без инструментального сопровождения утвердилось наименование a cappella («как в часовне»).

Но, разумеется, само явление существовало гораздо раньше и весьма бурно развивалось. Многоголосное пение без сопровождения существовало в фольклорных традициях разных народов. Да и применительно к католическому богослужению оно вовсе не считалось чем-то неполноценным, уступкой обстоятельствам – на этой почве выросла богатейшая музыкальная традиция, причем не только в области духовной музыки – в эпоху Возрождения было создано немало мадригалов и других светских сочинений, предназначенных для исполнения a cappella. С полифонией для хора без сопровождения связано творчество таких композиторов XVI столетия, как Орландо Лассо, Джованни Палестрина.

Но если на Западе пение a cappella в духовной музыке – один из вариантов, то в Русской православной церкви другое исполнение не допускалось никогда. На этой почве было создано немало шедевров – творения Дмитрия Александровича Бортнянского, Максима Созонтовича Березовского, Павла Григорьевича Чеснокова и других композиторов (к этой традиции относятся даже те произведения духовного содержания, которые никогда не исполнялись на православных богослужениях – например, Литургия Иоанна Златоуста Петра Ильича Чайковского).

И на Западе, и в России область действия пения a cappella не ограничивалась духовной музыкой. Произведения светского содержания для хора или вокального ансамбля без инструментального сопровождения создавали многие композиторы: Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Бела Барток, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Иванович Танеев, Георгий Васильевич Свиридов и многие другие… что же заставляет и композиторов, и исполнителей обращаться к этой области вокально-хоровой музыки? Написать такое произведение действительно не так-то просто, ведь диапазон хора всегда меньше, чем диапазон оркестра (особенно если это не смешанный хор, а мужской, женский или детский). В то же время композитор получает в свое распоряжение множество «инструментов», традиционно считающихся самыми совершенными – ведь ни один музыкальный инструмент не даст такого ощущения человеческой теплоты и трепетности, как голос. Если композитор хорошо знает возможности человеческих голосов, закономерности хорового пения, он сумеет выстроить вполне самодостаточную фактуру, в которой инструменты будут лишними.

Исполнять a cappella тоже непросто – ведь строй инструментов относительно стабилен, а человеческие голоса по своей природе склонны «отклоняться» от определенного тона, и когда нет надежной опоры в лице инструментального аккомпанемента, хористы могут ориентироваться только на собственный слух, который в данном случае должен быть практически идеальным.