Почему на Дягилевском фестивале проходит множество концертов в темноте

 

Фото Андрея Чунтомова

Формат концертов в темноте в последнее время становится все более актуальным и привлекает внимание слушателей и СМИ. Степень погружения в темноту может быть разной: в исключительных случаях – полное отсутствие каких-либо источников света, когда посетителей сопровождают незрячие люди или работники в специальных приборах ночного видения. Противоположность этому – мероприятия, в которых свет выключается лишь в зале, а сцена остается полностью освещенной: вспомним театральные представления, в которых еще в XIX веке было принято приглушать свет, чтобы драгоценности разодетых дам не слепили глаза певцам. Дягилевский фестиваль славится разными экспериментальными форматами, в том числе – концертами в темноте. Многие слушатели говорят об «особой атмосфере» таких мероприятий, но в чем именно она заключается?

Фото Андрея Чунтомова

На ночных гала-концертах, проходящих преимущественно в Доме Дягилева, все внимание зрителей сосредотачивается на музыке и собственных ощущениях. Один из них – Струнный-гала Александра Рудина, прошедший 25 мая. Стулья в зале располагаются по краям, в середине – мягкий ковер с подушками, где можно удобно расположиться и насладиться звучащими произведениями. Это вам не театр Вагнера в Байройте с жесткими, неудобными скамейками, призванными дать слушателю определенный настрой: театр – это храм искусства, а не место для развлечения. Впрочем, серьезность гала-концертов Дягилевского фестиваля от этого отнюдь не убавляется: удобное расположение, напротив, способствует лучшему погружению в музыку без отвлечения на дискомфорт. Программа, по традиции, была объявлена уже после концерта – никаких слов, нарушающих естественное течение музыки.

Выключать свет не было основной идеей выступления ансамбля современной музыки Klangforum Wien 24 мая в Органном зале – в данном случае это была задумка композитора. Полуимпровизационный Струнный квартет № 3 «In iij. Noct» (2001) Георга Фридриха Хааса отсылает к незапамятным временам, когда людям приходилось выживать в пещерах в условиях полной темноты. Хаас считает, что современные люди тоже это умеют – просто нам никогда не выпадает случая это сделать. Квартет пытается воссоздать подобные условия и предлагает слушателю представить себя на месте пещерного человека. Конечно, концепцию можно придумать какую угодно, но на деле ее воплощение бывает разным по качеству: из-за правил пожарной безопасности светящиеся таблички «выход» невозможно было выключить, так что композитор посоветовал слушателям просто закрыть глаза. Благодаря особому расположению исполнителей пространство зала чувствовалось и без света: музыканты играли с разных концов помещения, то перекликаясь друг с другом, то, напротив, расходясь. Интересно, что из-за этого эффекта для каждого слушателя, сидящего ближе или дальше от конкретных инструментов, произведение звучало немного по-разному.

Фото Андрея Чунтомова

Концерт «Festina lente» 26 мая соединил музыку современного композитора Арво Пярта и старинные византийские песнопения. На сцене Пермского театра оперы и балета был показан целый хоровой театр: коллективы musicAeterna и ByzantiAeterna выходили с разных концов зрительного зала, затем соединялись вместе на сцене. Все музыканты были одеты в рясы, а хоры повернуты спиной к зрителям. Все – в приглушенном свете, а порой и в почти полной темноте. Выключен был и свет в коридорах, что тоже определенным образом настраивало публику на нужный лад, не давая слишком погружаться в светские разговоры. Создался театральный эффект, словно зрители наблюдают за таинственным священным богослужением: не зря религиозная музыка была перенесена Теодором Курентзисом на театральную сцену.

Фото Андрея и Никиты Чунтомовых

На другом выступлении хора ByzantiAeterna – «Тихий свет», прошедшего 28 и 29 мая, – единственным источником света служили небольшие свечи, расставленные на полу в коридоре. Концертной площадкой стала Пермская художественная галерея, которая располагается в здании Спасо-Преображенского собора. Вновь прозвучавшие византийские песнопения в сочетании с пространством зала произвели на зрителей сильнейшее впечатление: концерт закончился в полной тишине – и никаких аплодисментов после. Хор тихо ушел со сцены, а слушатели еще некоторое время оставались на местах, пытаясь прийти в себя и разобраться в наплыве эмоций и чувств. Духовному просветлению соответствовало природное: начавшись в 3:30 утра, когда было еще темно, концерт закончился на рассвете. Зал галереи, наполненный религиозными скульптурами, оказывал нужное воздействие: сложно остаться равнодушным, когда прямо перед тобой с восходом солнца постепенно приобретают очертания три фигуры Христа.

Фото Андрея и Никиты Чунтомовых

Концерты в темноте искусственно конструируют условия, при которых зрение становится недоступным, чтобы другие чувства обострились до предела. После предельной концентрации на слуховых ощущениях переворачиваются устоявшиеся представления о музыке. Это порождает множество подобных мероприятий, проходящих с разным успехом по всей Европе: билеты на необычные форматы всегда продаются лучше. Но несомненное достоинство концертов Дягилевского фестиваля в том, что каждый из них несет в себе определенную задумку – будь то театральный эффект, концепция отдельного произведения или просто полное погружение в музыку.

 

Копирование запрещено.