Большое классическое па из балета Александра Глазунова «Раймонда» в исполнении артистов Государственного академического Большого театра СССР, солисты Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. 1970 г.

Советское телевидение часто показывало балет: страна гордилась искусством, в котором была «впереди планеты всей». Представляете, сколько сокровищ лежит в архивах Гостелерадиофонда? Возможно, собственный канал на youtube.com, который открыл Гостелерадиофонд, поможет вытащить на свет то, что многие никогда не видели. Например, раритетную запись, которая до появления на этом канале не встречалась в сети – антре и адажио из Венгерского гран па балета «Раймонда» в исполнении артистов Большого театра. 1970 год, концертный вариант. Раймонда и де Бриен – Майя Плисецкая и Николай Фадеечев, им уже немало лет, 45 и 37, и это очень известные в стране артисты.
До появления главной пары можно рассмотреть, как танцевали в Большом театре 50 лет назад. Только что, на рубеже июня и июля, оттанцевали «Раймонды» в нынешнем Большом, и сравнивать «тогда и сейчас» нетрудно. Есть интересные моменты – например, сейчас антре (выход) корифеи танцуют в одном темпе и в одном, мажорном, настроении, а раньше была и лирическая, чуть замедленная, часть. Это было красиво!
Останавливает взгляд и малюсенький фрагментик при появлении на сцене главных героев, который сейчас совершенно исчез – они на секунду останавливаются и смотрят друг на друга. Это было правильно!
После появления Балерины запись сосредоточена исключительно на ее крупных планах, – жалко, конечно, потому что Венгерское Гран па – это грандиозный ансамбль, но, право же, от явления Плисецкой – Раймонды действительно трудно оторваться. Это захватывает! И здесь главное отличие от Большого образца почти полувековой давности: сегодняшняя «Раймонда» почти не тревожит зрительское восприятие.
Плисецкая танцует этот текст, все время вырываясь из него – из строгой геометрии, размеренности, гармонии Петипа, танцует широко и хлестко, очень по-московски – но она идет вслед за музыкой и ставит на музыкальных акцентах Глазунова не точки, а восклицательные знаки. Она точно следует и идее Петипа: показать характер венгерского танца, под который стилизован танец классический – его экспрессию, декоративность, горделивую манеру.
Пусть это только тень прошлого, существующая в урезанном виде и черно-белом изображении не очень высокого качества. Но это окошко в великое прошлое. Смотрите, наслаждайтесь, а может быть, и возмущайтесь.