«В нынешнем апреле в Большом зале консерватории состоится уникальное событие», – так начинались анонсы всех крупнейших московских изданий, рекламирующих концерт французского органиста Габриэля Маргьери. И действительно, каждый приезд Маргьери, не так часто посещающего столицу, становится настоящим событием для меломанов. При этом понятие «меломаны» относится здесь скорее не к любителям классической музыки как таковой, а к истинным ценителям и знатокам, искушенным и опытным. Увы, в этот раз искусство французского музыканта оказалось неприступной вершиной даже для многих из них.
Габриэль Маргьери – титулярный органист базилики Sacré-Cœur de Montmartre в Париже, лауреат самых престижных органных конкурсов, композитор и профессор Лионской и Парижской консерваторий. Для московского концерта музыкант выстроил интереснейшую программу, в которой раскрылась вся многолетняя эволюция органа – от Средневековья до наших дней. Примечательно еще и то, что произведения композиторов, с которыми орган ассоциируется у нас больше всего, не прозвучали – Маргьери не исполнил ни Баха, ни Генделя, ни Франка, словно поставив перед собой цель показать возможности инструмента с неожиданной стороны.
Музыка Перотина, с которой начался вечер, стала своеобразной квинтэссенцией всего концерта – сдержанная, аскетичная и очень строгая. Все, что звучало после этого, воспринималось уже как будто сквозь призму средневекового искусства – того, с чего, собственно, начиналась музыка. Потому и весь барочный «блок» – чаконы Луи Куперена и Жана-Филиппа Рамо и сюита Жан-Жака Боварли-Шарпантье – прозвучал не столько торжественно и вычурно, что в целом характерно для эпохи, а очень интеллектуально и возвышенно.
Орган у Маргьери – инструмент с тысячью лиц, непохожий ни на что: в миниатюре Перотина, например, он звучит подобно человеческому голосу, а в сюите Боварли-Шарпантье – по-оркестровому красочно. Интересно отслеживать ежесекундные изменения богатейшей органной динамики, наблюдать практически воочию за сменой образов и настроений.
Особенно интересными в этом плане стали две импровизации органиста – в современном и импрессионистском стиле. Если первая отчасти напоминала авангардные сочинения французских композиторов второй половины ХХ века, то вторая совершенно неожиданно удивила цитатами из «Картинок с выставки» Мусоргского и «Весны священной» Стравинского. Радость узнавания знакомых тем оказалась очень важным для публики моментом – особенно среди сложного музыкального материала.
Органный романтизм был представлен целым рядом композиторов: Сен-Санс, Вьерн, Форе, Риболе. Этой музыкой причудливо перемежались барочные и авангардные композиции – так, что программа всего концерта воспринималась как единое целое, со сложно выстроенной системой. Контрастом для благозвучия романтиков послужили опусы Оливье Мессиана и Жана Лангле, а еще – премьера самого Маргьери.
Впервые в России было исполнено сочинение, на которое органиста и композитора вдохновили атмосфера Большой Никитской улицы, архитектура консерватории и церквей, расположенных неподалеку, а также стихотворения Марины Цветаевой. Дух поэзии Цветаевой в произведении Маргьери ощущался абсолютно явственно, как и колокольность, напоминающая о впечатливших композитора церквях.
Полный зал и оживление в прессе говорят о том, что концерт Габриэля Маргьери ждали – ведь столь масштабные проекты достаточно редки для столицы, где органные концерты проводятся в основном в костелах или небольших аудиториях. В итоге же довольно сложная для понимания музыка (которая в меньшем зале, быть может, звучала бы более естественно) не получила нужного отклика. Публика, даже самая элитарная, нуждается в визуальном впечатлении, хотя бы минимальном – и если даже в сольных фортепианных концертах зал может наблюдать за эмоциями исполнителя, то органист попросту скрыт от глаз зрителя. Прекрасная музыка и по-настоящему выдающееся исполнение оказываются в зависимости от атмосферы зала, а здесь она, увы, не предполагала полного проникновения – и публика откровенно скучала и недоумевала. Остается надеяться на то, что будущие концерты Маргьери в более уместной обстановке позволят ценителям насладиться его искусством сполна.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев