(1899-1944)

Ганс Краса – композитор с печальной судьбой. Трагедия его заключается не только в безвременной смерти, но и в том, что далеко не все его творческое наследие сохранилось.

Ничто не предвещало трагедии в начале жизненного пути Ганса Красы. Казалось, что для него нет неосуществимых надежд: рано проявившаяся музыкальная одаренность, богатая семья. С шестилетнего возраста мальчик осваивал два инструмента – скрипку и фортепиано. В отличие от многих других состоятельных людей, его отец – пражский адвокат – не испытывал презрения к профессии музыканта и не высказал возражений, когда сын проявил к ней склонность, напротив, отец старался создать для его музыкальных занятий все условия. Отец нанимал музыкантов, чтобы юный композитор мог услышать звучание своих сочинений. Когда Гансу исполнилось десять лет, он получил в подарок на день рождения скрипку Амати. Игре на скрипке его обучал Йозеф Франкенбуш – концертмейстер немецкой оперы.

В юности Ганс Краса обучался в Немецкой музыкальной академии, существовавшей в Праге между 1920 и 1945 гг. Его наставником был первый ректор этого учебного заведения – Александр фон Цемлинский. В 1920 г. состоялся композиторский дебют Красы – было исполнено его сочинение «Четыре песни для оркестра», литературной основой которой послужили «Песни висельника» немецкого поэта Кристиана Моргенштерна. Дебют оказался успешным, и дальнейшая композиторская карьера складывалась прекрасно – его имя становится известным не только в родной Чехословакии, но и за ее пределами. В 1926 г. Симфония Ганса Красы прозвучала в исполнении Бостонского симфонического оркестра. В 1927 г. он вместе с Цемлинским посетил Берлин, где наставник представил его французскому композитору Альберу Русселю. По его приглашению Краса отправился в Париж, где брал уроки композиции у Русселя, познакомился со многими музыкантами и поэтами. Большое впечатление произвели на него произведения Игоря Федоровича Стравинского, которые он слышал во французской столице. Несколько раз Ганс Краса посетил США. Возвратившись на родину, он стал вокальным педагогом в театре Новая немецкая опера.

Существует версия, что Краса в те годы вел богемный образ жизни – доказанным это считать нельзя, но если это и было так, композиторскому творчеству это определенно не мешало. Произведения, созданные композитором в 1920-1930-х гг., охватывают весьма широкий жанровый диапазон: Камерная музыка для клавесина и семи инструментов, музыка к комедии древнегреческого драматурга Аристофана «Лисистрата», Струнный квартет, «Гротески» для баритона с оркестром… Какими были эти произведения? Сам Ганс Краса отмечал две важные черты своего стиля – во-первых, влияние Арнольда Шёнберга, во-вторых, избегание «математически точной музыки», лишенной одухотворенных мелодий: «У меня достаточно смелости для современного композитора, чтобы писать мелодичную музыку», – утверждал Краса. Опора на мелодическое начало не мешала композитору использовать сложные полиритмические сочетания, остинатные ритмы и другие приемы, характерные для музыки ХХ столетия.

То мелодическое начало, которое так ценил Краса, в первую очередь находило выражение в вокальной музыке, в частности – в операх. Его опера «Помолвка во сне», основанная на рассказе Федора Михайловича Достоевского «Дядюшкин сон», впервые прозвучала на пражском радио, за это произведение композитор был удостоен Государственной премии.

Тем временем над Европой сгущаются тучи. У чешских деятелей культуры не было никаких иллюзий относительно того, чем обернется приход Гитлера к власти, понимал это и Ганс Краса. Антифашисткие идеи, преподнесенные в завуалированной и доступной детям форме, нашли выражение в детской опере «Брундибар», которую Краса создал в сотрудничестве со своим другом, поэтом Адольфом Хоффмайстером, для конкурса, объявленного Министерством образования. Конкурс не состоялся из-за начавшейся оккупации Чехословакии. Эти события стали трагедией для Ганса Красы, как и для всех чехов – но композитор был одним из тех, кто подвергался опасности в первую очередь: отец его был чехом, но мать происходила из смешанной немецко-еврейской семьи – для нацистов этого было достаточно, чтобы считать его «унтерменшем», подлежащим уничтожению. Композитор был арестован и отправлен в лагерь Терезиенштадт в 1942 г. – еще до того, как силами воспитанников Еврейского детского приюта была осуществлена премьера оперы «Брундибар».

Терезиенштадт отличался от других концентрационных лагерей – ему отводилась особая роль в нацистской пропаганде как «образцовому еврейскому поселению». По этой причине туда депортировали немало ученых, музыкантов и других деятелей культуры, в лагере существовала весьма активная культурная жизнь. Одним из любимых спектаклей стала для обитателей лагеря опера «Брундибар». «Когда мы пели, мы забывали о голоде, забывали о том, где находились, – вспоминала впоследствии Эла Штейн-Вайсбергер, одна из оставшихся в живых участниц постановки. – Когда в конце мы исполняли победную песню, мы воображали, что одерживаем победу над Гитлером».

В лагере Краса написал немало произведений, но лишь немногие из них уцелели – в их числе «Три песни на слова Артюра Рембо», Тема с вариациями для струнного квартета, Пассакалия, фуга и танец для струнного трио. Примечательно, что в этих сочинениях нет ощущения безнадежности – очевидно, создавая их, композитор не терял веры в победу добра над злом. Дожить до победы над фашизмом ему было не суждено: в 1944 г. Ганс Краса был отправлена в Освенцим, где вскоре погиб.

Все права защищены. Копирование запрещено.