В 1857 г. Иоганнес Брамс стал дирижером при княжеском дворе в Детмольде. Нахождение при дворе в обществе высокопоставленных особ нелегко давалось композитору, а необходимость следовать строгим правилам этикета раздражала его (избежать общения с титулованными персонами было невозможно – они составляли большинство в хоре, выступавшем на музыкальных вечерах, которые устраивались каждую среду). Но пребывание в Детмольде принесло немало радостных минут. Они были связаны, в основном, с общением с природой. Композитор часто прогуливался, наслаждаясь красотой лесов и гор – и даже в первые сутки после прибытия он отправился в горы, чтобы полюбоваться там рассветом.

Но не только общение с природой стало для него источником новых впечатлений. Исполнение обязанностей, включающее руководство хором, выступление на вечерах при дворе и уроки музыки для сестры курфюрста принцессы Фредерики, приносило небольшой, но стабильный заработок, и это давало возможность отдаваться творчеству, одновременно совершенствуя композиторское мастерство и расширяя музыкальный кругозор. Работая с хором, он знакомится с произведениями Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя. Но не только хоровая музыка входила в то время в круг музыкальных интересов Иоганнеса Брамса. Одним из его друзей становится скрипач Карл Баргхеер – ученик Йозефа Иоахима. Они часто музицировали вместе, исполняя скрипичные сонаты Баха, Бетховена и других композиторов. Совместно с другими музыкантами они исполняли камерные ансамблевые сочинения, в том числе и те, которые создавал в то время Брамс. Учитывая, что в окружении Брамса в Детмольде были прекрасные исполнители на духовых, камерным сочинениям с их участием уделялось большое внимание. В такой обстановке было естественно задумываться о создании собственного произведения для духовых инструментов – и Брамс такое сочинение создает. В 1858 г. рождается Серенада ре мажор для октета духовых и струнных, первоначально представляющая собою четырехчастный дивертисмент, а вскоре она была переработана для камерного оркестра – обе версии утрачены (возможно, сам Брамс уничтожил их). Окончательная версия – для большого оркестра – была создана в 1859 г., причем Брамс написал еще две части.

Композитор воспринимал это как попытку создать симфонию и был разочарован результатом своих усилий: «Произведение получилось ни то, ни се. Я представлял свою Первую симфонию такой прекрасной, великой, а что вышло!» Да, в тот год Брамс еще не достиг цели – не написал симфонии (это свершение было впереди), но он подарил публике очаровательное, светлое произведение. Вскоре после создания Первой серенады Брамс создал Вторую, ля-мажорную – для малого состава (струнные, деревянные духовые и валторны).

Сам по себе жанр серенады отсылает к образцам эпохи классицизма, в частности, к серенадам Моцарта. Подобно произведениям XVIII столетия, в обе серенады – шестичастную Первую и пятичастную Вторую – включен менуэт, но наряду с ним присутствует и скерцо (в Серенаде № 1 их два, в Серенаде № 2 – одно). Разные варианты интермедийных частей – легкое скерцо с оттенком танцевальности, скерцо минорное, печальное, несмотря на всю свою оживленность – все это впоследствии получит развитие в других сочинениях Брамса, и речь идет не только о средних частях. Не случайно немецкий музыкальный критик Макс Кальбек именовал си-бемоль-мажорный Струнный секстет Брамса «третьей серенадой» – ведь та свобода и естественность мелодического дыхания в рамках сонатной формы, которая отличает это произведение, характерна и для серенад, в особенности – для Второй.

Особое значение приобретают в обеих серенадах медленные части – Adagio non troppo, занимающие в циклах центральное положение. Их значительность и лирическая углубленность становятся особенно очевидными благодаря танцевальным и скерциозным частям, окружающим их. Медленные части со всей определенностью выводят брамсовские серенады за пределы развлекательного дивертисмента.

Первая серенада прозвучала в марте 1859 г. в Гамбурге – родном городе Брамса. Ее успех стал для композитора утешением после провала Первого фортепианного концерта в Лейпциге, позднее гамбургская публика столь же тепло приняла Вторую серенаду, которую сам Брамс особенно любил. Незадолго до концерта Брамс признавался в письме Кларе Шуман, что получает большое удовольствие от репетиций: «Играют ее с охотой, и звучит большей частью очень приятно и мило».

В 1860 г. Серенада № 1 была исполнена в Ганновере. Публикацией Серенады № 2 в том же году началось многолетнее сотрудничество композитора с издательством Зимрока, а Серенаде № 1 суждено было стать первым сочинением Иоганнеса Брамса, которое услышала российская публика.

Все права защищены. Копирование запрещено