Завершив Струнный квартет № 14, Людвиг ван Бетховен сразу же приступает к сочинению нового произведения в этом жанре. Свой Шестнадцатый квартет, которому было суждено стать последним, композитор первоначально намеревался посвятить фельдмаршалу барону Йозефу фон Штуттерхейму – тому самому, которому он посвятил и предыдущий квартет в благодарность за то, что он взял Карла ван Бетховена, племянника и воспитанника композитора, в свой полк, и тем самым спас молодого человека от суда за попытку самоубийства (вероятно, это было не только выражением благодарности, но и своеобразной попыткой обеспечить юноше благосклонность начальства во время дальнейшей военной службы). Однако в конечном итоге Бетховен посвятил Струнный квартет № 16 фа мажор другому человеку – Иоганну Вольфмейеру. Этот коммерсант, торговец тканями, был горячим почитателем таланта Бетховена. Посвящение было написано восемнадцатого марта 1827 г. – всего за несколько дней до того, как композитор ушел из жизни.
Последние годы жизни Бетховена были тяжелыми. Его мучила не только болезнь – он тяжело переживал неблагодарность племянника Карла. По свидетельству современников, композитор пребывал в душевном смятении – внешне он демонстрировал «живость и воодушевление», но чувствовалось, что сердце его разбито. Его возбужденное состояние иной раз наводило на мысль о помешательстве. Стремясь заглушить боль оскорбленного чувства, он пытался вырвать из своего сердца всякий намек на любовь к племяннику, к которому столько лет относился, как к родному сыну – но, видимо, он все-таки продолжал любить Карла: Бетховен отправился в Гнейксендорф, где два месяца провел в обществе своего брата Иоганна и его супруги, которых он недолюбливал, надеясь склонить Иоганна к составлению завещания в пользу племянника. Усилия Бетховена успехом не увенчались – и это, разумеется, не улучшило его душевного состояния…
Учитывая обстоятельства последнего года жизни Людвига ван Бетховена, нельзя не удивляться светлому, умиротворенному характеру его последнего квартета – видимо, гений высказывает в своих творениях нечто более глубокое и истинное, чем просто эмоциональные реакции на события жизни. Лишь в отдельных моментах (в частности, в скерцо) звучат отголоски тех вспышек гнева и отчаяния, которые переживал тогда композитор в реальности, но преобладает здесь удивительная уравновешенность, которая находит выражение даже в построении формы квартета. Отказавшись в трех предыдущих произведениях от обычного четырехчастного цикла, в своем последнем квартете Бетховен возвращается к нему. Одной из характерных черт бетховенского творчества позднего периода, проявившихся в фа-мажорном квартете, становится обращение к полифонии, которая в этом произведении предстает поистине совершенной.
В отличие от предыдущих квартетов, первая часть Квартета № 16 – Allegretto – выглядит удивительно легкой и по штриху, и по мелодическому рисунку. Фактура ее насыщена полифоническими элементами, но это не мешает ей быть «воздушной». Главная партия начинается с шутливой переклички инструментов и продолжается унисонным изложением. Побочная слагается из двух элементов – восходящее движение восьмыми и шестнадцатые в триольном ритме. В разработке мотивы тем экспозиции (прежде всего, главной партии) соединяются в причудливых полифонических комбинациях. Реприза в основном воспроизводит строение экспозиции, а в коде вновь полифонически переплетаются элементы главной и побочной партий.
Части второй – Vivace – композитор не дал определения «скерцо», но по сути своей она таковым является. Начало ее представляется несколько мрачноватым: на фоне выдержанных длительностей у первой скрипки звучит острая «поступь» четвертями в партии виолончели. Внезапно все прерывается на ми-бемоле, и последующее мощное нарастание приводит к скерциозной теме. Мелодия трио напоминает легкий танец. В дальнейшем музыкальном развитии танцевальная стихия доходит до неистовства.
В образном строе элегической третьей части – Lento assai cantabile e tranquillo – можно усмотреть прощание художника с жизнью, с миром. Примечательно, что первоначально Бетховен планировал сделать квартет трехчастным, медленная часть была написана позднее. В этой элегии нет отчаяния – не случайно в тетради эскизов композитор определил ее тему как «сладкую песнь покоя или мира», медленная часть исполнена светлой печали и спокойного благородства чувств.
Финалу – Grave, ma non troppo tratto – Allegro – Бетховен в рукописи предпослал слова: «С трудом принятое решение», а две краткие темы помечены словами: «Необходимо ли это? – Да, необходимо». Исследователи пытались связать эти слова с разными событиями, но они как нельзя лучше определяют характер тем: тревожный вопрос во вступлении и радостная решимость в главной партии, сходна с ней по настроению и маршеобразная побочная. Позже она неожиданно врывается в разработку, построенную на полифоническом развитии элементов главной партии. В репризе тема-вопрос звучит с предельным драматизмом – но только затем, чтобы вскоре объединиться с главной партией в одном движении.
Квартет № 16 впервые прозвучал в Вене, в исполнении квартета Шуппанцига, весной 1828 г., когда композитора уже не было в живых.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев