Сегодня исполнилось 80 лет Эдуарду Артемьеву. По признанию самого музыканта, к круглой дате он подошел менее самокритичным. Но на его трудолюбие это никак не повлияло. И сейчас композитор готов подарить миру несколько суток пробирающей до мурашек музыки.

Эдуард Артемьев«Как же без педали, чтобы всякие неумения скрыть, для этого педаль и существует», — делится композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.

Исполнять свою музыку Эдуард Артемьев не любит: говорит, что играет плохо. Исключение сделал накануне юбилея. В своей квартире-студии, где все заполнено аппаратурой, где были написаны десятки сочинений, в эти дни он бесконечно принимает журналистов, рассказывая о себе, своей музыке и внутренней критике.

«Я не был доволен никогда. Мне всегда хотелось что-то переделать. Но сейчас контроль ослабел по старости. И я думаю, что вот это неплохо сделано», — улыбается композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.

«Музыка — это волны, колебание волн. Это непосредственно связано с нашим организмом и с космосом. И когда бывает, что пронимает до мурашек или до слез, вы прорываете канал к Господу», — рассуждает Эдуард Артемьев.

Мелодии Артемьева доводили зрителя до мурашек в двух сотнях фильмов. Михалков, Тарковский, Шахназаров, Кончаловский — постоянные партнеры-режиссеры. Список огромен и звучен, а объем сочинённой музыки измеряется не в минутах, а в сутках непрерывного звучания. Вообще, в этой студии нет часов — это мастерская звука, где время — лишнее. На сон — 4 часа, все остальное занимает музыка.

«Я мало слушаю чужой музыки. Сейчас это просто не нужно. Я наполнен собой! Мне нужно, что называется, выписаться успеть», — откровенничает композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.

Этот портрет Достоевского в детстве висел над кроватью композитора, теперь над рабочим местом. Писатель снился, не давал покоя лет 30, пока шла работа над оперой «Преступление и наказание» — работой всей жизни, одной из самых масштабных. В прошлом году была премьера, спектакль идет, издаются партитуры, диски и клавир, а композитор уже пишет будущее — жанр, которого пока нет.

«Все идет к мистерии. Не будет ничего отдельного, останется музыка и литература. Самое могучее потрясение человечество испытает в мистериях. Это слияние музыки, литературы, танца, всего, что когда-либо было придумано. И плюс еще новые технологии, которые не были созданы — голография, например», — говорит композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.

Он сочинял космическую музыку, стал первым «электронщиком» и расширил представление о звуке. Говорит, что всегда был счастливым, потому что делал то, что хотел, опережал время и угадывал тенденции. Ноты от руки не пишет больше тридцати лет — все с помощью компьютера, чтобы не тратить драгоценное время и подарить миру десятки часов музыки, что пока еще не написана.

tvkultura.ru