Колонка Евгения Цодокова

 

Флоренсио Константино

Испанская земля красна своими тенорами. Сколько замечательных имен – Мануэль Гарсиа-старший, Хулиан Гайар, Франсиско Виньяс, Мигель Флета, Альфредо Краус, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас. И это только великие. О них помнят, им воздают хвалу, в честь многих из них учреждены вокальные конкурсы. Среди такого созвездия легко затеряться. Именно так и произошло с Флоренсио Константино, имя которого нынче не на слуху и не входит в справочники и энциклопедии. Не упоминается он и в знаменитых «Вокальных параллелях» Лаури-Вольпи. А ведь были времена, когда этот певец блистал на мировых сценах и считался конкурентом Энрико Карузо. Но история в итоге рассудила иначе…

Константино родился в 1869 году в Бильбао в бедной семье, в юности трудился на угольных шахтах. В 1889 году, после службы в армии, в поисках лучшей доли эмигрировал, как многие испанцы в те годы, в Аргентину, где устроился на работу корабельным механиком. Тогда и обнаружился у него певческий талант. Судьба свела его с великолепным педагогом итальянской школы Леопольдо Стьяттези, и вскоре начинающий певец успешно дебютирует в Опере Монтевидео в роли Фернана в «Фаворитке» Доницетти. Не исключено, что он так бы и остался местной знаменитостью, но ему повезло во второй раз. Некий табачный фабрикант – поклонник оперы – решил поддержать певца, и в 1896 году снабдил его деньгами для совершенствования в Италии. Вскоре удачный европейский дебют как Герцога в «Риголетто» в миланском театре Даль Верме открыл дорогу певцу на европейские сцены. Однако еще несколько лет потребовалось, чтобы на смену провинциальным театрам пришел успех в Амстердаме в голландской премьере «Богемы», а затем приглашение в мадридский Real, где его талант расцвел во всем блеске, окруженный такими блестящими партнерами как первая Тоска Хариклея Даркле и баритон Рамон Бланшар. В репертуаре Константино к этому времени появились партии Графа Альмавивы, Альфреда, Энцо в «Джоконде» Понкьелли, Рауля в «Гугенотах» Мейербера и другие.

 

Флоренсио Константино. 1909

После успеха своих варшавских гастролей Константино получает приглашение в Итальянскую труппу Угетти в Петербурге. Эта страница биографии певца для нас очень интересна, но изучена мало. Прежде всего, надо заметить, что Константино прибыл в русскую столицу на смену Энрико Карузо, проведшего здесь два предыдущих итальянских сезона. И российская публика невольно сравнивала их. Дебютировав в декабре 1900 года на сцене Большого зала консерватории в «Джоконде», певец выдержал своеобразный экзамен и сразу обрел признание и любовь публики, совершенно не потерявшись на фоне выдающихся коллег – Маттиа Баттистини, Анджело Мазини, Саломии Крушельницкой, Луизы Тетраццини, Сигрид Арнольдсон. Три сезона провел Константино в Петербурге, с блеском выступая в «Риголетто», «Травиате», «Демоне», «Лоэнгрине», «Кармен». В 1902 он также гастролирует в Одессе, известной с пушкинских времен своими многолетними оперными традициями и требовательной публикой.

Карьера артиста успешно продолжилась в Ковент-Гардене, где Константино блистал в 1905 году как Альфред, Герцог и Дон Оттавио в «Дон Жуане». Любопытно, что в «Риголетто» он выступал попеременно с Карузо, вступив с ним в непосредственное соперничество.

Однако в 1906 году Константино покидает Европу и отправляется в Новый свет, с которым и связана его дальнейшая творческая судьба. Дебютировав в Новом Орлеане партией Хозе, он затем гастролирует по различным городам США, участвуя среди прочего в труппе Бостонской оперной компании и открытии Бостонской Оперы. В 1908 году случается знаменательное событие – знаменитый импресарио Оскар Хаммерстайн I приглашает Константино на ведущие теноровые роли в свою Манхэттен-оперу, где в те годы блистали неподражаемые Мэри Гарден, Нелли Мельба, Джованни Дзенателло, Лина Кавальери… Театр Хаммерстайна добился таких успехов, что спустя несколько лет Метрополитен-опера предложила импресарио отступные в размере невероятной по тем временам суммы 1 миллион 200 тысяч долларов, только лишь бы он перестал ставить оперы.

Слава Константино достигла кульминации. В 1909 певец дебютирует в знаменитом аргентинском театре Колон, а в 1910 в Метрополитен-опера, где его Герцог, а затем Эдгар в «Лючии ди Ламмермур» имеют большой успех.

Но в карьере артиста уже наметился надлом. Несносный характер, требования чрезмерных гонораров постепенно приводят к конфликтам с руководством театров вплоть до судебных процессов. Ему не продляют контракт с Метрополитен. Провалом и большими финансовыми потерями заканчивается авантюрная попытка создать свою собственную театральную труппу. Вдобавок, фехтуя как-то с известным коллегой-басом, Константино наносит ему рану, приведшую к потере глаза. Пришлось возмещать огромный ущерб в размере 50 тысяч долларов.

Последний всплеск карьеры Константино приходится на 1915 год, когда он с успехом поет в Опере Сан-Франциско. Но крах неумолимо приближается – артист начинает злоупотреблять алкоголем. В итоге страсть к спиртному приводит к очередному скандалу – срыву бостонской премьеры оперы американского композитора Хомера Мура «Людовик XIV», где Константино пел заглавную партию. Артист тривиально забыл слова своей роли, перебрав коньяку в антракте. Все импресарио постепенно отворачиваются от него. В 1918 году он вынужден покинуть Америку с ее дорогой жизнью и поселиться в Мехико, где, разоренный, влачит полунищенское существование. Там певец и скончался 19 ноября 1919 года в госпитале для бедных, после того, как был подобран на улице без сознания.

В исполнении Константино звучит ария Энцо Cielo e mar из «Джоконды». Запись: Edison 4-min cylinders, New York. 1910.

Искусство Константино принадлежит старой школе и возвращает нас ко временам до Карузо. Современники характеризовали голос артиста как округлый, сфокусированный, сочетающий в себе изящество и силу, мягкий и в то же время сияющий металлическим блеском. Его мастерское владение легато и мецца-воче не оставляло равнодушным.

Дискография Константино велика – около 200 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах того времени – Pathe, Odeon, Victor и др.

Все права защищены. Копирование запрещено.