(1889-1950)

 

Вацлав Нижинский«Восьмое чудо света», «бог танца», «царь воздуха»… и это все о нем – о выдающемся танцовщике Вацлаве Нижинском.

Вацлав Нижинский родился в 1889 году в Киеве в семье танцовщика и балетмейстера Томаша Нижинского. В труппе отца была и мать Элеонора. Кроме Вацлава в семье было еще двое детей. Дочь Бронислава тоже избрала профессию танцовщици, а старший сын Станислав в результате полученной в шестилетнем возрасте травмы стал инвалидом.

После развода с Томашем Элеонора вместе с детьми поселилась в Петербурге: там можно было найти хороших врачей для старшего сына, а младшего она надеялась отдать в Императорскую школу балета – немалую роль в таком решении сыграл тот факт, что ученики там находились на государственном обеспечении.

На экзамене девятилетний Вацлав, несмотря на славу отца, не произвел большого впечатления на комиссию – и только Н. Легат обратил на него внимание. Он попросил мальчика продемонстрировать прыжок, который оказался прекрасным – и ребенка приняли в училище.

Вацлав обучался балетному искусству настолько успешно, что мог бы окончить училище на два года раньше срока, но ему тяжело давались общеобразовательные предметы. Когда же учеба закончилась, юношу приняли в Мариинский театр. Его сценическая карьера развивалась с головокружительной быстротой: в первом же сезоне он танцевал и в классических балетах, и в постановках М. Фокина. Его партнершами были А. Павлова, О. Преображенская, М. Кшесинсая. Публику завораживала грациозность и пластика его движений. Вскоре на В. Нижинского обратил внимание С. Дягилев и пригласил в свою труппу.

В 1909 году В. Нижинский с большим успехом танцевал в Париже в постановках М. Фокина, а по возвращении в Мариинский театр исполнял различные па-де-де, в которые балетмейстеры непременно вводили его замечательный прыжок. Не менее успешно прошел следующий сезон в Париже, где В. Нижинский исполнял роль Раба в «Шехерезаде», Альберта в «Жизели», Арлекина в «Карнавале», а также технически сложные номера в дивертисменте.

Вернувшись в Петербург, танцовщик вновь исполнил роль Альберта – уже на сцене Мариинского театра. Как и в Париже, он выступал в костюме, разработанном А. Бенуа, который основывался на подлинном немецком костюме XIV века – и это поставило под угрозу карьеру танцовщика: императрица Мария Федоровна сочла «неприличными» обтягивающие трико, и В. Нижинский был уволен из Мариинского театра. Теперь ему оставался один путь – в антрепризу С. Дягилева.

С дягилевской труппой В. Нижинский гастролирует по Европе, везде выступая с большим успехом, а история с «непристойным» костюмом не только не вредит его репутации, но и создает дополнительную «рекламу». Но С. Дягилев желал, чтобы он занялся еще и хореографией – и предложил ему поставить балет на музыку К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Первый опыт в области хореографии дался В.Нижинскому нелегко – и снова поставил его в центр скандала: парижской публике показался непристойным жест, продемонстрированный Фавном в финале миниатюры.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти