Творческая биография Майи Плисецкой – блестящее подтверждение известного тезиса: «Талантливый человек талантлив во всем». Одаренность великой балерины проявилась не только в балете, но и в кинематографе – в 1967 г. великая балерина исполнила роль Бетси Тверской в кинокартине «Анна Каренина» А.Зархи. Музыкальное сопровождение к этому фильму создавал Родион Щедрин, которому не по душе пришлось то, как режиссер обошелся с его музыкой. Между тем, музыка Р.Щедрина показалась М.Плисецкой пластичной, театральной – по мнению артистки, она прекрасно подошла бы для балета… вот так и родилась идея балета «Анна Каренина».
Либретто будущего спектакля создал Б.Львов-Анохин. М.Плисецкая обращалась к разным балетмейстерам – И.Бельскому, В.Василёву и Н.Касаткиной – но ничья интерпретация ее не удовлетворила. И тогда балерина делает решительный шаг – берется за постановку балета сама, точнее, она занимается сольными номерами, связанными с образами Анны, Каренина и Вронского, а для постановки массовых сцен приглашает в качестве помощников В.Смирнова-Голованова и Н.Рыженко.
До «Анны Карениной» творчество Л.Толстого не получало хореографического воплощения еще ни разу – и такой «эксперимент» казался даже немыслимым: ведь проза Л.Толстого предельно реалистична, а балет – весьма условное искусство. Но создателей балета вдохновлял пример С.С.Прокофьева, создавшего оперу по роману «Война и мир», ведь опера – тоже достаточно условный жанр.
Р.Щедрин, создавая музыку, ориентировался на тематические элементы и принципы формообразования, присущие творчеству современника Л.Толстого, сопоставимого с ним по уровню таланта – П.И.Чайковского, причем именно на те произведения, которые создавались одновременно с «Анной Карениной» – Р.Щедрин был убежден, что у этих двух великих творцов должно было быть сходное отношение к жизни.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев