Прокофьев Повесть о настоящем человеке

Свое последнее произведение в оперном жанре Сергей Сергеевич Прокофьев задумывает в 1947 году. Внимание композитора привлекает произведение писателя-современника Б.Полевого, созданное всего лишь год назад – «Повесть о настоящем человеке».

С одной стороны, выбор сюжета был закономерен – недавно закончилась война, глубоко затронувшая каждого жителя страны, и желание воспеть героизм соотечественников в опере было вполне естественным явлением. В то же время, такой замысел казался даже более дерзким и рискованным, чем создание оперы «Войны и мир» – при всей трудноосуществимости последнего, там все-таки речь шла о XIX веке, а в «Повести о настоящем человеке» предстояло вывести на сцену современников – этого оперная публика не любила никогда (достаточно вспомнить печальную историю «Травиаты»), к тому же, А.Маресьев, ставший прототипом главного героя, был жив…

Сложность воплощения такого сюжета в опере заключалось не только в том, что действие должно разворачиваться в предельно прозаической обстановке – аэродром, палата военного госпиталя. Сюжет давал мало поводов для внешнего действия – здесь нет прямого столкновения противоборствующих начал, герой показан борющимся не столько с врагами, сколько с собственным увечьем, и главное «драматическое действо» разворачивается в его размышлениях и переживаниях. В таких условиях главными сценическими ситуациями, диктующими формы, становятся «размышление» и «рассказ». Тип драматургии, близкий к лирико-эпическому, задается уже в увертюре оперы, в которой нет непримиримого противоборства: маршеобразная тема грядущей победы и кантиленная, величавая мелодия – это не противоборствующие силы, а две грани одного образа.

Либретто оперы создал сам композитор в сотрудничестве с супругой, М.Мендельсон-Прокофьевой. Как и во многих предыдущих творениях его, оно стало не рифмованным, а прозаическим и содержало множество фрагментов текста литературного источника.

В «Повести о настоящем человеке» автор стремится к доступности и простоте музыкального языка, произведение имеет номерную структуру. Но не только желанием доступности обусловлена ее «песенность»: повесть о подвиге русского народа (в данном случае – в лице Алексея Мересьева) была бы немыслима без национальной музыкальной основы. Композитор цитирует здесь русские народные песни, которые незадолго до того обработал и издал для голоса и фортепиано. Правда, драматургических центров действия эти мелодии собою не представляют, становясь скорее его фоном (например, народную песню «Зеленая рощица» напевает медсестра в госпитале, успокаивая страдающего, отчаявшегося Алексея), но в целом музыкальному языку произведения присуща певучесть, и даже декламация здесь предельно мелодизирована. В музыкальную ткань оперы вплетаются не только народные напевы, но и мелодии песен, созданных ранее самим С.С.Прокофьевым – например, «Любовь воина» и «Подруга бойца», мелодии которых использованы в песне Ольги во второй картине, а в симфоническом антракте, следующем за третьей картиной, проводится мелодия его «Песни о родине», написанной еще до войны – в 1939 году. Немало и авторских мелодий, по интонационному складу с народными песнями перекликающихся. Особенно много таких мелодий в четвертой картине – песня Варвары «Что ж ты, Варенька…», ария деда Михайлы.

Центральный образ оперы – Алексей, человек страдающий и побеждающий свое страдание, все прочие персонажи в основном составляют окружение его. Главные вехи на пути развития этого образа разнообразны: речитативный монолог в первой картине, сцена бреда и дуэт с Комиссаром в пятой, ария-монолог в седьмой, ариозо, лирический терцет с Андреем и Анютой и квартет с хором, основанный на старинной солдатской песне, в десятой. Немалая роль отдается симфоническим эпизодам, которые либо дополняют развитие действия, либо создают его фон, живописуя картины природы.

Сценическая судьба последнего оперного произведения Сергея Сергеевича оказалась не очень счастливой. Ее предполагалось представить публике в Ленинградском театре, но на закрытом просмотре, имевшем место в декабре 1948 года, опера одобрения не получила, и спектакль так и не состоялся. Лишь в 1960 году – с некоторыми сокращениями и переработками, внесенными автором – постановку «Повести о настоящем человеке» осуществили в Большом театре. Затем последовала постановка в Чехословакии.

Следующее исполнение – концертное – состоялось лишь в 2002 году, под управлением дирижера В.Гергиева, а по прошествии трех лет оперу с несколькими сокращениями поставили в Саратове.

Первая редакция «Повести о настоящем человеке» – с авторской инструментовкой, восстановленной на основе рукописей – была поставлена лишь один раз. Произошло это во Владивостоке в 2015 году, в честь юбилея Победы.

 

Музыкальные Сезоны