От Аллемонда до Аравии: опера и другие соблазны Фестиваля в Экс-ан-Провансе

ex_an_provance_2

Туристы стекаются на юг Франции в самый разгар лета с 1948 года, чтобы присоединиться к Фестивалю в Экс-ан-Провансе. В прошлом году 81 тысяча зрителей посетили спектакли, получившие самые благоприятные рецензии международных критиков. Бернар Фоккруль (Bernard Foccroulle), директора фестиваля с 2007 года, открыл программу фестиваля. Оперы Моцарта всегда присутствуют в программе фестивалей, как и оперы Генделя, а также существует традиция представления нового произведения. Сотрудничество с американским театральным режиссером Питером Селларсом продолжается, как и с британским режиссером Кэти Митчелл (Katie Mitchell), которая возвращается для постановки загадочной оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда».

Что делает эту постановку «Пеллеаса и Мелизанды» в Большом театре Прованса (Grand Th??tre de Provence) такой ожидаемой, – это то, что лондонская публика уже слышала ускользающую красоту этой музыки. В ноябре Эса-Пекка Салонен (Esa-Pekka Salonen)

дирижировал остроумной концертной версией этой оперы, полусценическим исполнением с эффектным освещением. Трое из певцов в том спектакле – Стефан Дегу (St?phane Degout) в партии Пеллеаса, Лоран Наури (Laurent Naouri) в партии Голо и Хлоя Брио (Chlo? Briot) в партии Иньольда – вновь выступят с этим оркестром и дирижером. Что Кэти Митчелл привнесет в сочинение Дебюсси по символистской пьесе Мориса Метерлинка, держится в секрете. В лесу Голо встречает таинственную незнакомку Мелизанду.  Он приводит ее в качестве своей невесты в замок своего деда, короля Аркеля Аллемондского. Но Мелизанда увлекается Пеллеасом, младшим братом Голо, вызвав тем самым ревность своего жениха. Митчелл постоянно работает в Эксе, ее захватывающая постановка оперы «Написано на коже» ставится по всему миру, а ее «Альцину» с прошлого фестиваля оценили как «мастер-класс как надо ставить Генделя».

В этом году Гендель представлен не оперой, а одной из его многочисленных ораторий: Il trionfo del tempo e del disinganno («Триумф времени и разочарования»). Написанная 22-летним композитором на текст Кардинала Бенедетто Памфили, она рассказывает о четырех аллегорических персонажах – Красота, Удовольствие, Время и Истина. Красота вглядывается в зеркало, принимая заверения Удовольствия, что она будет жить вечно, но Время и Истина спорят с этим. Обе стороны затевают философские дебаты, борясь за душу Красоты. Польский режиссер Кшиштоф Варликовски на открытой сцене Архиепископского дворца (Театр д’Аршевеш – Th??tre de l’Archev?ch?) показывает этих персонажей через в?дение группы подростков, которые будут присутствовать на сцене наряду с четырьмя персонажами. Партитура Генделя насыщена такими чудесными ариями, что он потом использовал их в других произведениях. Самая известная ария в этой опере «Lascia la spina» затем стала «Lascia ch’io pianga» в опере «Ринальдо». Эммануэль Аим дирижирует ансамблем «Le Concert d’Astr?e» и потрясающим квартетом певцов: Майкл Спайрз (Michael Spyres), Сара Мингардо (Sara Mingardo), Франко Фаджоли (Franco Fagioli) и великолепное французское сопрано Сабин Девьей (Sabine Devieilhe), которая ранее пела партию Серпетты в опере «Мнимая садовница» Моцарта в Экс-ан-Провансе в 2011 году.

Насколько цинична опера «Так поступают все»? Моцарта и да Понте можно интерпретировать по-разному, все зависит от воображения режиссеров. Офицеры Феррандо и Гульельмо заключили пари с хитрым стариком Доном Альфонсо о верности своих возлюбленных, сестер Дорабеллы и Фьордилиджи. Дон Альфонсо, с помощью служанки сестер, Деспины, и «албанцев», переодетых Феррандо и Гульельмо, ловко управляет ситуацией, и в результате каждая сестра влюбляется в жениха другой. Это может звучать как глупая комедия, но если мы задумаемся о роли и мотивах каждого персонажа, опера приобретает более темные полутона.  Кристоф Оноре больше известен как кинорежиссер, чем театральный (он ставил оперу «Пеллеас и Мелизанда» в Лионской Опере в прошлом июне) и это его дебют и в Эксе, и в Моцарте. В «Так поступают все» Оноре переносит действие из Неаполя в колониальную Эритрею времен Муссолини. Спектакль может получиться совершенно очаровательным.

Две оперы в один вечер – «Иоланта» и «Персефона» в постановке Питера Селларса были хитом прошлого фестиваля. Его интерес к Стравинскому получит продолжение в этом сезоне. На этот раз он объединит другие два произведения. Это будут опера-оратория «Царь Эдип» и «Симфония псалмов». Лучшая часть состава – дирижер Эса-Пекка Салонен и Виолетта Урмана в партии Иокасты. Салонен также дирижирует музыкой Стравинского в концерте, в том числе балетами «Агон» и «Весна священная».

Мировая премьера оперы Ондржея Адамека «Семь камней» в Театре Жё де Пом (Th??tre du Jeu de Paume). Эта опера рассказывает об ученом-минералоге, ищущем камень, которым чуть не забили насмерть неверную женщину, спасенную  Христом, как нам рассказывает Новый Завет. В своих путешествиях ученый обнаруживает другие камни, которые в конечном счете приводят к трагедии. Опера написана на текст исландского поэта Сьона, исполняется на английском языке.

Другая современная опера, которая показана в Экс-ан-Провансе этим летом, навеяна древним индийским преданием. «Калила и Димна» написана палестинским композитором Монемом Адваном, который также играет одну из главных ролей. Эти истории, написанные Ибн аль-Мукаффой в восьмом столетии, были первоначально предназначены для воспитания морали индийских правителей. Опера исполняется на арабском и французском языках арабскими инструментами. Сам композитор назвал ее «союз арабской и европейской культур».

Тем, кто хочет отдохнуть от оперы, можно обратить внимание на камерную музыку: топовый виолончелист Жан-Гиэн Кейра (Jean-Guihen Queyras) получает «карт-бланш» и приглашает своих любимых музыкантов, а именно Александра Мельникова для исполнения сонат Бетховена для виолончели и фортепиано, баритона Стефана Дегу и струнный квартет Arcanto String Quartet. Саксофонист Рафаэль Имбер (Rapha?l Imbert) также получает «карт-бланш», благодаря которому он может привнести больше современных произведений.

Ради такого музыкального разнообразия – от Аравии Адвана до Аллемонда Дебюсси,  любителям оперы стоило заглянуть в Прованс этим летом.

 

Валентина Таратута

Просмотров: 23