Adwan, Moneim (b. 1970)
Kal?la wa Dimna
Монем Адван (родился в 1970 году)
«Калила и Димна»

«Поведай мне притчу о двух друзьях, которых разлучил хитрый обманщик, посеяв между ними вражду и ненависть друг к другу», – сказал Царь Индии философу, обучающему его управлению государством. Так начинается одна из глав шедевра арабской литературы, Книги «Калила и Димна», творения Ибн аль-Мукаффы восьмого века, основанного на древнем сборнике рассказов о животных из далекой Индии. Опера Монема Адвана основана на истории Льва, чья дружба с Быком оклеветана честолюбивым Шакалом. Композитор проводит параллель между человеком и животным, в опере переплелись легенда и трагедия, арабское и французское, западная форма и восточная музыка, чтобы рассказать историю идеальной дружбы, разрушенной тщеславием. Фестиваль в Эксе представляет мировую премьеру этой оперы, раскрывающей всю музыкальность арабского языка, в постановке Оливье Летелье (Olivier Letellier).

Продолжительность спектакля: 75 минут. Исполняется на арабском и французском языках с французскими, арабскими и английскими субтитрами.

 

Claude Debussy
Pell?as and M?lisande
Клод Дебюсси
Пеллеас и Мелизанда

Заблудившись в лесу, Голо случайно встречает Мелизанду. Он женится на ней и увозит в свой фамильный замок. Там Мелизанда знакомится с Пеллеасом, единокровным братом Голо. Что-то происходит между ними: «что-то, что сильнее меня», – вздыхает Мелизанда, и  с чем Голо будет бороться, и в конце концов это приведет к трагедии. Сюжет старый как мир. Драма писателя-символиста Мориса Метерлинка (Maurice Maeterlinck), полная тонких нюансов, вдохновила Клода Дебюсси сплести воедино в опере таинственность и безмолвие. Кэти Митчелл (Katie Mitchell) подчеркивает нереальный мир этого шедевра в новой постановке, пожалуй, самой ожидаемой, не в последнюю очередь благодаря интерпретации оркестра «Филармония» (Philharmonia Orchestra) под управлением Эса-Пекка Салонен (Esa-Pekka Salonen). Даже возвратившись из Аллемонда обратно в Экс, удушливая красота «Пеллеаса и Мелизанды» остается неизменной.

Новая постановка Фестиваля в Экс-ан-Провансе. Совместно с Театром Вельки/Польской Национальной Оперой, Пекинским Музыкальным Фестивалем.
Продолжительность спектакля: 3 часа 30 минут с одним антрактом.
Исполняется на французском языке с французскими и английскими субтитрами.

 

Wolfgang Amadeus Mozart
Cos? fan tutte
Вольфганг Амадей Моцарт
Так поступают все
 

Офицеры Феррандо и Гульельмо помолвлены с двумя сестрами, Дорабеллой и Фьордилиджи. Чтобы доказать старому философу, что их невесты верны им, молодые люди сказали своим невестам, что их вызвали на войну, только затем, чтобы вернуться переодетыми и соблазнить девушек под фальшивой личиной. Но их план провалился, когда каждый из них оказался на месте другого, пытаясь соблазнить чужую невесту… Останутся ли первоначальные пары вместе в этой жестокой игре? Кино и театральный режиссер Кристоф Оноре (Christophe Honor?) задается этим вопросом в новой постановке, рассматривающей отношения между этими персонажами, которыми управляет желание. Будто пропитанные палящим солнцем, мелодии партитуры полны света  и множества оттенков, что приближает Моцарта к Мариво. Атмосферу чувственности вызовут в воображении Фрайбургский барочный оркестр (Freiburger Barockorchester) под управлением двух выдающихся моцартовских специалистов: Луи Лангре (Louis Langr?e) и Жереми Рорер (J?r?mie Rohrer).

Новая постановка Фестиваля в Экс-ан-Провансе. Совместно с Оперным Театром Лилля, Корейской Национальной Оперой, Эдинбургским Международным Фестивалем.
Продолжительность спектакля: 3 часа 30 минут с одним антрактом. Исполняется на итальянском языке с французскими и английскими субтитрами.

 

Игорь Стравинский
Oedipus Rex and the Symphony of Psalms
Царь Эдип и Симфония псалмов

Чума обрушилась на Фивы. Царь Эдип пытается выяснить, кто в этом виновен. В непреклонном поиске истины, он постепенно приходит к пониманию, что виной всему он сам. Он убил царя Лайе, своего отца, и женился на царице Иокасте, своей матери. «Царь Эдип» Стравинского основан на трагедии Софокла, рассказанной на латыни, архаическом языке, и положен на музыку иератического величия. И чтобы подвести нас к следующей части – «Эдип в Колоне», также трагедии Софокла, – режиссер Питер Селларс (Peter Sellars) выступил с идеей дополнить ораторию Стравинского щедрым фрагментом «Симфонии псалмов» для хора с оркестром. Таким образом, мы проходим путь из глубин пропасти к яркому свету пылких аллилуйя, восхвалений Богу, путь, сопоставимый с тем, что проделал стареющий Эдип, слепой изгнанник, ведомый своей дочерью Антигоной к месту, где он найдет покой. Салонен и Селларс, оба страстные любители музыки Стравинского, проведут нас по следам царя Фив в сопровождении великолепных солистов, трех скандинавских хоров и чарующего оркестра «Филармония».

 

George Frideric Handel
Il trionfo del tempo e del disinganno
Георг Фридрих Гендель
«Триумф времени и разочарования»

 

Красота не думает о том, что существование не вечно, предпочитая восхищаться самой собой в зеркале Удовольствия. Время и Истина постоянно напоминают ей, что «красота – это цветок, который цветет всего один день и затем умирает». Дискуссии и доводы этих четырех аллегорических персонажей дали юному Генделю материал для его первой оратории, сочиненной для самой Римской Католической Церкви на текст Кардинала Бенедетто Памфили. Произведение имело оглушительный успех. Виртуозные арии, блестящая оркестровка и яркие, убедительные ансамбли показывают с наилучшей стороны двадцатидвухлетнего композитора в полном расцвете своего таланта. Действительно, он использует большинство арий, написанных для этой оратории в своих последующих операх. Позднее гибкость и театральность музыки стали вдохновлять на исключительно динамичные представления. Фестиваль в Эксе поручил эту новую постановку одному из главных режиссеров нашего времени – Кшиштофу Варликовскому (Krzisztof Warlikowski). Для того, чтобы интересно подать эту яркую, пышно украшенную партитуру, Фестиваль пригласил четырех певцов, находящихся в прекрасной вокальной форме, и дирижера Эммануэль Аим (Emmanuelle Ha?m), которая знает итальянский репертуар Генделя как свои пять пальце

 

Jean-Philippe Rameau
Zoroastre
Жан-Филипп Рамо
«Зороастр»
Опера в концертном исполнении 

 

Одно из самых успешных произведений Жана-Филиппа Рамо, «Зороастр» – квинтэссенция ранней оперы. Основанная на идеалах масонства, она предвосхитила оперу Моцарта «Волшебная флейта». Несмотря на то, что им угрожают силы зла, Зороастр и Амелите выходят победителями из всех невзгод и лишений, которые им выпали. В драматичной иллюстрации борьбы между добром и злом, эта трагическая опера рассматривает эти вечные вопросы через страдания пылких влюбленных, исполненная для нас здесь одними из самых лучших французских барочных голосов.

 

Валентина Таратута