Модест Петрович Мусоргский «Ночь на Лысой горе»В письме к Балакиреву в 1860 г. Модест Петрович Мусоргский сообщает о некой работе, которую характеризует как «весьма интересную». Он подразумевал создание сценической композиции с участием оркестра, солистов и хора, основанной на драме его соученика в Школе гвардейских прапорщиков Г.Менгдена. Пьеса называлась «Ведьма», и какой она была, сегодня остается только догадываться – текст ее не сохранился, и даже задуманное Мусоргским музыкальное действо на ее основе создано не было. Отложив произведение на несколько лет, композитор к нему возвращается, думая уже не о спектакле, а о музыкальной картине. Произведение, замысел которого вынашивался столь долго, писалось без предварительных эскизов – сразу «на оркестр», причем очень быстро – менее чем за две недели. Примечательно, что завершил его автор накануне Иванова дня – как раз тогда, когда, по народным преданиям, происходит шабаш на Лысой горе.

Программное содержание симфонической картины известно со слов самого Мусоргского. В первом разделе ведьмы собираются на шабаш и сплетничают. Картина полета ведьм создается пассажами струнных, флейтовыми трелями, размашистыми ходами фаготов, «вскриками» валторн – и все это на мощнейшей звучности. Сплетни же переданы кратким двухтактовым мотивом, излагаемым сначала гобоем, а затем флейтой и струнными. За генеральной паузой следует развитие мотива «сплетен», предстающего в разнообразной тембровой и регистровой окраске, сопровождает это большой барабан, который отбивает триольный ритм. Хроматизированное движение в нисходящем направлении подготавливает второй раздел, определенный композитором как «поезд Сатаны»: тема в духе марша излагается в перекличках различных групп, динамика постоянно меняется (сам композитор называл эту тему «забулдыжной»).

Следующий раздел – «поганая слава Сатане» – построен на аккордах духовых, идущих в переменном размере. Затем возвращается материал вступительного раздела – пассажи, мотив сплетен – и все это варьируется, проносясь в стремительном вихре.

Заключительный раздел – картина шабаша – вновь предваряется нисходящим хроматическим ходом. Тема излагается в перекличках инструментов и групп, явственно выявляющих тембровый колорит каждой из них. Автор был убежден, что слушателям будет легко воспринимать такой «разбросанный по партиям» оркестр. В заключении симфонической картины вновь возвращается материал вступительного раздела, но теперь в него вплетается целотонная гамма. Завершается шабаш «взлетающим» пассажем струнных.

Модест Петрович Мусоргский понимал, что в его произведении много нового, непривычного для современников, что из консерватории за нечто подобное, вероятно, выгнали бы – но своей работой был доволен и не сомневался в понимании со стороны друзей. Но надежды его не оправдались: Балакирев оценил «Ночь на Лысой горе» крайне негативно и был согласен включить ее в концерты Бесплатной школы только при условии, что автор переделает партитуру по его указаниям, но Мусоргский отказался это делать. При его жизни симфоническая картина так и не прозвучала. Материалом из нее он частично воспользовался для «Млады» – коллективного сочинения, так и не написанного кучкистами, для «Сорочинской ярмарки» – оперы, тоже не завершенной им.

После смерти композитора Николай Андреевич Римский-Корсаков переработал «Ночь на Лысой горе». Фактически, получилось новое произведение – он сам назвал это «инструментальной пьесой на материале Мусоргского», даже состав оркестра был иным. В таком виде симфоническая картина была исполнена в 1886 г. Авторская версия была издана только в 1968 г., а исполнена в 1972 г. в Англии.

 

Музыкальные Сезоны