Финляндия: Савонлинна — Кухмо

На концерт.

Несколько лет подряд группа питерских, а теперь и московских журналистов совершает паломничество в Финляндию:  в Савонлинну  — в оперу,  в Кухмо –  на фестиваль камерной музыки.

Фестиваль в средневековой крепости Олавинлинна посреди прекрасного  озера давно пользуется популярностью. Созданный  в далёком 1912 году  знаменитой  финской певицей Айно Акте, он изначально старше Зальцбургского, но его судьба не так гладка. Существуя с большими  перерывами, он стал международным только в конце 60-х.

Сейчас за 4 фестивальных недели здесь дают 25 представлений, и проходит 7 оперных премьер. Большой крепостной двор, который летом преобразуют в театральный зал на 2700 мест,  остальное время остаётся частью музейной экспозиции и активно посещается туристами. Лишь в конце мая крепость на 2 месяца отдают в распоряжение фестиваля.

Одним из сильных впечатлений нашей «экспедиции» была экскурсия за сцену Олавинлинны. Её «трюм» и закулисье – это дьявольское переплетение узёхоньких проходов, тесных коморок-гримёрных, каменных и металлических лестниц, по которым не то, что в кринолине, в тренировочных брюках еле пройдёшь! Хор вообще переодевается во время действия в одном из внутренних двориков, и если  дождь – добродушно мокнет. С одной стороны сцены на другую попасть можно под планшетом или обегая крепость снаружи, а дирижёр шествует на своё место через весь зал в сопровождении капельдинера.  Декорации подвозятся к арьеру крепости водным путём,  на сцену они попадают  через узкие окна или с помощью портового крана. Рассказывают, что однажды в таком окне даже застрял один из интендантов фестиваля, будучи негабаритно упитанным.

В общем – ад! Но как же остроумно и экономично этот ад организован!  Все всюду успевают,  все костюмы приготовлены в удобных местах, все выходы тщательно отрепетированы;  даже капризные певцы не слишком ропщут. Проблемы только с входом и выходом публики, поэтому на представления лучше не опаздывать, и антракт, правда,  длинный возможен лишь один. Зато тут же рядом колоритный ресторан с закопчённой средневековой кладкой стен. И гостеприимный фуршет для приглашённых гостей — мы были в их числе. Всё это – обычный ритуал больших фестивалей, только обстановка очень уж необычна.

В 2016 году в Савонлинне приготовили две собственные постановки: «Отелло» Верди и оперу Леоша Яначека «Из мертвого дома». Гости этого сезона —  Ровеннский фестиваль, чью  постановку «Фальстафа» нам тоже довелось увидеть,  и Королевский театр (Реджио) из Турина.

Сцена из «Отелло»

К сожалению, постановка «Отелло» не показалась слишком удачной. Прежде всего, её  не украсила работа дирижёра из Милана Чжан Сянь. Одна из самых интересных партитур Верди звучала добросовестной констатацией нотного текста. Никто ни с кем не расходился, всё соединялось вполне пристойно, динамика звучания была в меру разнообразна, но  никакого музыкального события не случилось. Примерно так же вели себя и певцы. Отрадное разнообразие внесла лишь дебютантка фестиваля, воспитанница Гнесинской академии  Яна Клейн – Дездемона — непосредственная, тёплая,  действенная. Импульс, исходящий от актрисы, завёл и партнёра, поэтому дуэт с Отелло  второго  акта стал  наиболее интересной сценой. Молодой, но опытный литовец Кристиан Бенедикт, спевший титульную партию уже около ста раз, видимо, абсолютно повиновался режиссёру Надин Дуффо, не использовав прежних наработок — ранее он готовил роль с таким интересным мастером, как Эймунтас Някрошюс. Конечно, требовать от актёра неповиновения режиссёру не разумно, но, как правило, ценный творческий «анамнез» воздействует положительно. В данном случае всё ограничилось довольно плоским решением партии-роли при вполне корректном вокале. Ещё менее значительным оказался Яго — Элиа Фабиан, добросовестно обозначивший роль злодея. На этом фоне красивый тембр голоса  и живость Юсси Мюллюса — Кассио показались  выигрышными.

Режиссёрско-сценографическое решение спектакля —  детали разбитого зеркала (или обломки картины), на которые проецируются  видео-портреты главных персонажей в моменты, не всегда оправданные  музыкальной логикой. Но зато публика видит крупным планом, как ненавидит Яго, умирает Отелло или как мила и невинна Дездемона.

Хор Савонлиннского фестиваля работает отлично, сценическая картинка временами красива, голоса исполнителей в общем качественные, да и Верди не подкачал, а потому публика принимает спектакль тепло.

Savonlinnan. Фальстаф- Кирилл Манолов, Миссис Квикли- Изабель Де Раули

Savonlinnan. Фальстаф- Кирилл Манолов, Миссис Квикли- Изабель Де Раули

«Фальстаф» порадовал значительно больше. Прекрасный ансамбль певцов-актёров, в котором главенствовал обаятельный болгарин Кирилл Манолов, работал в точном попадании в жанр,  азартно и весело. Музыкальные, с отличным вокалом, стройные и красивые как на подбор, женщины группировались  вокруг необычайно пикантной Миссис Квикли – Изабель Де Паоли, обладательницы    меццо с красивыми низами. Очень хороша была  и Алиса Элеоноры Буратто. Среди мужчин — противников Фальстафа выделялся звучный баритон красивого тембра Федерико Лонги — Форда. Но главное в этом спектакле – конечно же, ансамбли. И они были спеты и сыграны  легко, гибко, свободно, увлечённо, в чутком взаимодействии с отлично  звучащим оркестром под управлением Никола Пашковски.

Спектакль-игра с постоянным присутствием на сцене не только участников эпизода, но и всех персонажей (на боковых скамьях) дарил, помимо превосходного пения  и занимательности,  милую доверительность общения с залом и аромат естественной простоты без особых режиссёрских накруток.

Всё более активное использование видеопроекций театр,  в принципе, определённым образом  обедняет, поскольку это всё-таки эрзац    серьёзных сценографических решений. Но в некоторых случаях он незаменим. Естественный задник  сцены в олавинлиннской крепости – каменная стена — изрядно ограничивая   фантазии сценографов,  служит зато неплохим экраном для видеопроекций. В  «Фальстафе» удалось таким образом создать  уютную или загадочно-фантастическую атмосферу оперного Виндзора,  не слишком загружая планшет.

Постановщик спектакля – Кристина Маццавиллани Мути, супруга дирижёра Мути. И сам он собственной персоной украсил  Савонлиннский фестиваль: в заключение серии спектаклей Равенского фестиваля маэстро дал  концертом со своим  молодёжным оркестром.

Художественный руководитель фестиваля в Кухмо Владимир Мендельсон

Ещё немного об удивительном. На севере Финляндии, рядом с  владениями Санта Клауса — Йоулупукки, в бывшей деревне Кухмо с 1970-го  года проходит международный фестиваль камерной музыки. Вдумайтесь только –  в городке с населением в 10 тысяч жителей, в стороне от основных транспортных магистралей на две недели собирается более 150–ти европейских исполнителей и уйма слушателей, чтобы насладиться камерным  музицированием. В день проходит 5 – 6 концертов, всего в 2016 году их  состоялось 76, посетителей фестиваля порядка 8 тысяч. Три  площадки,  одна  из которых  – Линтуа,  элегантное сооружение из дерева и стекла на 660 мест,   другая – обычный  школьный зал и  ещё   церковь — полны до краёв. Звучат старинные и современные произведения, квартеты, квинтеты, секстеты и большие струнные ансамбли, участвуют певцы и инструменталисты-соло. Но всё это – только камерная музыка.

Художественный руководитель фестиваля  профессор парижской консерватории, композитор и выдающийся альтист  Владимир Мендельсон считает, что  разделения музыки на старую и новую, академическую и авангардную на этом фестивале быть не может. Просто  музыка должна быть хорошей. Обстановка на фестивале очень демократичная, уровень исполнительства самый разный – от школьной добросовестности до тонкого изыска и художественного прорыва. Но всё это погружено в замечательную ауру доброжелательности, гармонии и несуетной любви к прекрасному. Ещё что поразительно – это идеальная организация фестиваля, на который постоянно работает всего 6 (!) человек, а во время форума  330, включая большую когорту волонтёров.

Закат в Кухмо

Закат в Кухмо

Наша поездка была организована, главным редактором журнала  Опера Плюс Верой Степановской  при поддержке Посольства и Консульства Финляндии, администрации фестиваля Савонлинны и Кухмо, а также гостеприимного отеля Круунпуйсто. Впечатлений  осталось много. Северная Финляндия летом необычайно хороша: белые ночи  светлее питерских, небо высокое даже в дождь,  цветовые переливы закатов просто фантастичны. А забота  финнов о своей культуре ещё поразительнее.

 

                                                                                  Июль 2016

Материал подготовлен для интернет-портала Музыкальные сезоны

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля