Сезар Франк. Квартет ре мажорТворческое наследие Сезара Франка в области камерно-инструментальной музыки невелико, но очень значительно. Создав в студенческие годы четыре фортепианных трио, композитор в течение многих лет не возвращался к этому жанру, и только после 1876 г. композитор обращается не только к симфоническому жанру, но и к камерному, создавая на этом поприще подлинные шедевры: Квинтет, Сонату для скрипки, посвященную Эжену Изаи. Последним камерно-инструментальным сочинением Сезара Франка стал Квартет ре мажор.

По свидетельству одного из учеников Франка, о создании струнного квартета композитор задумывался еще в 1870-х гг., когда он стал одним из основоположников Национального музыкального общества. Эта организация ставила своей целью продвижение симфонической и камерной французской музыки в противовес господству оперы и оперетты во французской музыкальной жизни того времени. В то время Франк не осуществил свой замысел, но вернулся к нему в начале 1889 г., окончательная версия первой части была завершена в ноябре, а к середине января 1890 г. произведение было полностью закончено.

Началу работы над Квартетом предшествовало внимательное изучение аналогичных произведений Франца Шуберта и Людвига ван Бетховена, и влияние бетховенских традиций можно усмотреть в творении Франка – оно проявляется в объединении сонатной формы и фуги. Обращаясь к традиционным формам и приемам, композитор во многом проявляет новаторство. Тематическое развитие отличается такой интенсивностью, а музыкальная ткань – такой насыщенностью, что невольно возникает впечатление, будто композитору тесно в рамках квартета, что ему нужен секстет или даже струнный оркестр – тем не менее, голоса распределены таким образом, что все звучит достаточно сбалансировано, хотя и требует максимальных усилий от музыкантов: все четыре инструмента звучат постоянно. Впрочем, при всей своей сложности каждая из ансамблевых партий удобна для исполнения.

Часть первая состоит из двух разделов: медленной интродукции Poco lento и Allegro. Интродукция, относительно завершенная по форме, построена на двух темах. Первая из них – очень эмоциональная и радостная – проводится на фоне выдержанных аккордов, благодаря чему приобретает особую рельефность. Вторая тема – спокойная и нежная – «переливается» пониженными и повышенными ступенями, что весьма типично для музыкального языка Франка. При втором проведении обе темы варьируются, приобретая взволнованность. Allegro контрастирует интродукции своей драматической напряженностью. Здесь господствует минорный лад, темы звучат беспокойно. Разработка начинается фугой на материале преображенной первой темы из интродукции. В последующем разделе разработки развиваются темы Allegro. В конце части возвращается светлый колорит интродукции.

Вторая часть – Scherzo: Vivace – легкое и грациозное скерцо. Фактура кажется еще более прозрачной благодаря тому, что все инструменты играют с сурдинами. Особую причудливость придают музыкальной ткани внезапно появляющиеся паузы на целый такт, которые в трио подчеркнуты ферматами. Здесь же – в среднем разделе – возвращается первая тема из интродукции, которая играет в Квартете роль сквозного лейтмотива, но появление ее мимолетно, виолончель проводит ее на фоне пассажей.

Часть третья – Larghetto – исполнена глубокого, сосредоточенного размышления. Фактура насыщена мелодическими линиями. Основная тема, которую сам Франк без ложной скромности назвал «прекрасной», чередуется с двумя эпизодами, имеющими драматический оттенок.

Четвертая часть – Allegro molto – представляет собой синтезирующий финал. Здесь появляются темы из предыдущих частей, развивающиеся в разнообразных контрапунктических наложениях и других приемах. В конце финала вновь проводится тема вступления – в темпе Presto.

Первое исполнение Струнного квартета Сезара Франка, состоявшееся в апреле 1890 г. в парижском зале Плейель в рамках концерта Национального музыкального общества, обернулось для автора триумфом настолько грандиозным, что Франк не сразу смог оценить всю его величину. Слушатели аплодировали стоя, вызывали автора, но композитор все не выходил на сцену – ему, не привыкшему к столь единодушному и горячему выражению восторгов публики, казалось, что эти овации относятся не к нему, а к музыкантам, но «героем» дня стал все-таки Франк, именно его жаждали лицезреть восторженные слушатели, и наконец он появился на сцене –скромный, с растерянной улыбкой. «Ну вот, видите, публика начинает меня понимать», – говорил потом своим друзьям шестидесятивосьмилетний композитор. За семь месяцев до смерти он, наконец, дождался своего триумфа. Поистине, публике потребовалось время, чтобы привыкнуть к новому музыкальному языку, но когда это произошло, талант Сезара Франка стал очевиден для всех, и его сочинения заняли достойное место в репертуаре.

 

Все права защищены. Копирование запрещено