(1903-1978)

Дмитрий Шостакович утверждал, что руку Арама Хачатуряна можно определить «по нескольким тактам любого произведения». В творениях коллеги Дмитрия Дмитриевича восхищала и композиторская техника, и «жизнеутверждающая философия».

Родина Арама Ильича Хачатуряна – Коджори, предместье Тифлиса, но родители его были армянами. Первые музыкальные впечатления мальчика связаны с армянскими песнями, которые пела мать. Впрочем, в Тифлисе было немало и других возможностей расширить музыкальный кругозор: там был оперный театр, город посещали такие музыканты, как Константин Игумнов, Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Одновременно мальчик слушал народных певцов – грузинских, азербайджанских, армянских. Музыка увлекала юного Арама – к величайшему неудовольствию отца, владельца переплетной мастерской, считавшего музыкантов никчемными людьми, и систематического начального музыкального образования мальчик не получил, хотя и играл в школьной капелле на тубе и фортепиано.

Во время геноцида армян – из-за опасности, что турки могут дойти до Тифлиса – семья вынуждена была отправиться в Екатеринодар.

Сурен – старший брат Арама – проживал в Москве, будучи режиссером. В восемнадцатилетнем возрасте Арам уехал к нему и стал студентом физико-математического факультета, но наука не вызывала у юноши особого интереса. Гораздо больше увлекает его посещение спектаклей и концертов. В конечном итоге, он бросает учебу в университете и поступает в музыкальный техникум, там он учится у Михаила Гнесина композиции. Заниматься приходилось с особой интенсивностью, наверстывая упущенное. Первой композиторской работой Арама Ильича был «Танец для скрипки и фортепиано».

В консерватории Хачатурян обучался у Гнесина, а позднее – у Николая Мясковского. В бытность студентом он создает произведения для фортепиано, альта, скрипки. Дипломной работой его была Симфония № 1. Большинство студенческих произведений Хачатуряна вошло в концертный репертуар, а Давид Ойстрах даже гордился тем, что первое сочинение Арама Ильича было скрипичным.

В 1936 г., будучи аспирантом, Хачатурян создает Фортепианный концерт, который приносит композитору мировую известность. Одновременно он работает в области киномузыки. Песня, созданная им к фильму «Пэпо», приобретает такую популярность в Армении, что ее принимают за народную. Но связь творчества композитора с армянской музыкальной культурой проявлялась не только в песенном жанре. Красочность тембров и гармоний, характерная для армянской народной музыки, присутствует во всех его творениях. Мелодизм Востока – преимущественно монодический – он органично сочетает с многоголосием и западными формами. При этом он не цитировал народных напевов – композитор был убежден, что такое «фотографирование» фольклора приводит к «топтанию на месте».

В конце 1930-х – начале 1940-х гг. Хачатурян создает Скрипичный концерт и Симфоническую поэму, театральную музыку. Работая над музыкой к «Валенсианской вдове» Лопе де Вега, композитор познакомился с испанскими песнями и был поражен их сходством с интонациями Кавказа, знакомыми ему с детства, это позволило использовать восточные мотивы в музыке к испанской пьесе. Премьера другого спектакля с музыкой Хачатуряна – «Маскарада» по драме Михаила Лермонтова – состоялась непосредственно перед началом войны.

В военное время Арам Ильич выступает в госпиталях, участвует в радиопередачах, продолжая творить. Он создает песни, Гимн Армянской ССР, Симфонию № 2, музыку к фильму «Человек № 217», к спектаклям «Глубокая разведка», «Последний день» и «Кремлевские куранты». Тогда же композитор создает одно из известнейших своих творений – балет «Гаянэ» и задумывает второй балет – «Спартак». Этот балет становится одним из наиболее значительных сочинений послевоенного периода творчества Хачатуряна.

После завершения войны Хачатурян заканчивает и другие сочинения, начатые в военное время, в частности, виолончельный концерт. Некоторые его творения посвящены знаменательным событиям: «Ода радости» – декаде искусства Армении, «Приветственная увертюра» – очередному партийному съезду, Симфония № 3 – тридцатилетию революции. Особую торжественность придало симфонии включение в партитуру пятнадцати труб и органа. Продолжает он создавать музыку к фильмам: «Адмирал Ушаков», «Костер бессмертия», «Салтанат», «Отелло», «Поединок» и другие. О международной славе его свидетельствует использование музыки Арама Ильича иностранными кинорежиссерами – в частности, Стэнли Кубриком в фильме «2001: Космическая одиссея» и Джеймсом Кэмероном в фильме «Чужие».

В 1950 г. Хачатурян впервые выступил как дирижер – и после этого, по словам композитора, «был отравлен дирижированием». Нередко случалось, что, дирижируя своими произведениями, он находил в них недостатки, которых не замечал, создавая музыку. Тогда же он начал преподавать композицию в обоих музыкальных вузах столицы. У него учились Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев, Алексей Рыбников.

Композитор ушел из жизни в 1978 г. Имя Арама Хачатуряна носит международный конкурс скрипачей, пианистов и виолончелистов, который проводится в Ереване с 2003 г.

 

Музыкальные Сезоны