DemonПоэма М. Ю. Лермонтова «Демон» – с ее романтической идеей благородного бунтарства, сюжетом о возвышенной любви и кавказскими пейзажами – не раз привлекала внимание композиторов. Б. Фитингоф-Шель написал на сюжет поэмы оперу «Тамара», П. Бларамберг – музыкальные картины, Э. Направник – одноименную симфоническую поэму, но самым известным музыкальным воплощением лермонтовского произведения стала опера А. Г. Рубинштейна. Композитор задумал оперу «Демон» в 1871 году, но не сразу ему удалось найти поэта, который создал бы либретто. Он пытался сотрудничать с А. Майковым, затем – с Я. Полонским, но эти попытки оказались неудачными. Потом Н. Рубинштейн привлек к работе над либретто историка литературы П. А. Висковатова – он прекрасно знал биографию и творчество М. Ю. Лермонтова, но поэтическим даром наделен не был. Кроме того, либреттист и композитор разошлись во взглядах на оперную драматургию, в процессе работы между ними возникли разногласия, а затем и конфликт. А. Г. Рубинштейн сам переработал либретто, созданное П. А. Висковатовым.

Опера «Демон» отличается от литературного первоисточника по своему образному строю – в ней в значительной степени утрачен мятежный дух лермонтовской поэмы, Демон М. Ю. Лермонтова – в первую очередь бунтарь, Демон А. Г. Рубинштейна – скорее лирический герой. Единственное, что напоминает о его сущности богоборца – монолог «Проклятый мир…» в прологе, имеющий речитативную природу и мало связанный с последующей музыкальной характеристикой героя.

Преобладание лирической линии определило интонационный склад оперы – мелодии по своей природе близки к жанру романса (одна из арий Демона даже прямо названа романсом). В определенной степени это связано и с тем, что А. Г. Рубинштейн обладал мелодическим даром, но искусством речитатива владел в меньшей степени – поэтому речитативное начало в произведении играет несравненно меньшую роль, чем кантиленные мелодии. Они поражают своей красотой, очень легко запоминаются. Достоинствами этих мелодий искупаются даже некоторые недостатки произведения – например, недостаточная выразительность речитативов или неубедительность финала оперы. Среди лирических сцен оперы особая роль принадлежит сценам диалогическим – именно они играют главную роль в драматургии оперы «Демон», преодолевая замкнутость номерной структуры.

Драма лирических героев оперы «Демон» предстает на колоритном фоне. Место действия – Кавказ – позволило воссоздать в музыке оперы восточный колорит. По воспоминаниям П. А. Висковатова, во время работы над либретто А. Г. Рубинштейн показывал ему мелодии народных песен – грузинских и кавказских. Эта музыкальная стихия сполна воплотилась во многих сценах оперы: шествие каравана, хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой», на фоне которого беззаботно разливаются колоратуры Тамары, исполненное лирического чувства ариозо Синодала «Обернувшись соколом», и в особенности – в танцах во втором акте («После Лезгинки в «Руслане» и Нубийской пляски в «Троянцах» Г. Берлиоза я лучших восточных танцев не знаю», – говорил об этих танцах Ц. Кюи).

Опера «Демон» была написана А. Г. Рубинштейном достаточно быстро – всего за три месяца – настолько захватил композитора этих сюжет. Но ждать постановки пришлось долго: автор представил партитуру в дирекцию Мариинского театра в 1871 году, но премьера оперы «Демон» состоялась лишь в январе 1875 года. Произведение не было благосклонно принято критикой – лишь немногие отзывались о нем положительно, и одним из таких критиков был Г. Ларош. Он был убежден, что опера непременно встретит у публики сочувственный отклик, поскольку «Рубинштейн обращается к массе, говорит языком понятным и простым». Действительно, опера нашла путь к сердцам слушателей. А. Г. Рубинштейном создано немало опер в разных жанрах – комические оперы «Попугай» и «Среди разбойников», историческая «Куликовская битва», большая опера «Нерон», лирическая «Фераморс» – но все эти произведения ныне забыты (лишь «Эпиталаму» из оперы «Нерон» певцы-баритоны часто включают в концертные программы) – и только лирическая опера «Демон» прочно заняла место в репертуаре и завоевала любовь публики.

Новой – и неожиданной – страницей в сценической судьбе оперы «Демон» стало исполнение заглавной партии Ф. Шаляпиным. Певец словно «вернул» оперу к ее литературному первоисточнику, взяв в своей интерпретации курс не на лирическое начало, а на идею богоборчества, «вызова небу». К такой трактовке оперы «Демон» располагала историческая обстановка: Ф. И. Шаляпин исполнял партию Демона незадолго до революции 1905 года – и герой выглядел подлинным «вождем небесных революций» («Не хватает только, чтобы Демон разбрасывал прокламации «Долой самодержавие», – заметил один критик)… Впрочем, продолжения такая интерпретация образа не получила – она не находила опоры в музыке А. Г. Рубинштейна. Его «Демон» все-таки остается образцом лирической оперы.

 

Музыкальные сезоны