(1899–1983)
«Шестерка» – под таким называнием вошло в историю музыки объединение молодых композиторов, в 1910–1920-х гг. сплотившихся вокруг Эрика Сати и Жана Кокто. Творческий облик каждого из этих композиторов был глубоко индивидуален, но главным объединяющим началом было стремление ниспровергать авторитеты, освобождать искусство от всего, что казалось старым, отжившим. Самым последовательным выразителем этого бунтарского духа стал Жорж Орик – не случайно Кокто посвятил свой художественный манифест «Петух и Арлекин» именно ему.
Уроженец Лангедока, Орик рано начал музыкальную карьеру: юному пианисту было всего двенадцать лет, когда он дал свой первый концерт, а в следующем году было исполнено несколько песен, созданных им. Орик обучался в консерватории в Монпелье, а затем в Парижской консерватории, а также в Schola Cantorum, наставником его был Венсан д’Энди, но музыка учителя казалась ученику слишком скучной, а методы преподавания – деспотичными. Гораздо больший интерес вызывали у него творения Игоря Федоровича Стравинского. Эрик Сати заметил талант молодого пианиста и композитора, и Орик стал его протеже.
Произведения Орика начали исполняться в Париже еще до Первой мировой войны – и тогда, и впоследствии они вызывали горячий интерес в музыкальных кругах французской столицы. Прежде всего, это были вокальные сочинения на стихи Жерара де Нерваля, Тристана Клингзора и других поэтов. Особенно выделяется среди этих произведений цикл из восьми песен на стихи Жана Кокто: ясные мелодии, опирающиеся на интонации уличных песен, прекрасно передают атмосферу Монмартра, «мира» богемы. Создавал композитор и фортепианные произведения – Сонатину, экспромты, пасторали, а для «Альбома шести», изданного в 1919 г., он написал Прелюдию.
Первый заказ на театральную музыку Жорж Орик получил в 1923 г. – театр «Одеон» заказал ему музыку к комедии Жана-Батиста Мольера «Докучные». Создавая колорит эпохи, композитор придал музыкальным номерам форму классических танцев, но насытил их острыми политональными созвучиями, характерными для ХХ столетия. На спектакле побывал Сергей Павлович Дягилев, музыка его заинтересовала, и он предложил композитору переработать ее в балетную партитуру. За балетом «Докучные» последовали другие работы Орика для дягилевской труппы – «Матросы», «Пастораль», «Воображаемые». В то же время композитор не оставлял работу в области драматического театра – он создал музыку к целому ряду пьес: «Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена Бомарше, «Птицы», Аристофана, «Вольпоне» Бена Джонсона.
В сферу интересов Орика входили не только такие старинные виды искусства, как драматический театр и балет, но и молодое искусство – кинематограф. В течение своей творческой жизни он создал музыку к нескольких десяткам кинокартин, среди которых – «Свободу народу», «Цезарь и Клеопатра», «Убийца боится ночи», «Собор Парижской богоматери», «Мулен Руж», «Пиковая дама».
Но, разумеется, творческие интересы композитора не ограничивались работой в театре и кино. Одновременно с театральной и киномузыкой рождались и симфонические, и камерные сочинения – например, в 1925 г. Орик создал Сюиту для скрипки, виолончели, фагота, кларнета, трубы и фортепиано, в 1931 г. – фортепианную Сонату, в 1937 г. – Сонату для скрипки и фортепиано, в 1938 г. – Трио для гобоя, кларнета и фагота. В 1930-х гг. он написал немало вокальных сочинений, среди них – песни на стихи Поля Вайян-Кутюрье и Лизы Ирц. Их гибкие, пластичные мелодии очаровывают своей выразительностью, гармония очень естественна, а фактура фортепианного сопровождения прозрачна и аскетична.
Композитор не оставался в стороне от политических событий эпохи. Он участвовал в деятельности Народного фронта, с 1935 г. содействовал Народной музыкальной федерацией Франции в организации массовых музыкальных мероприятий. Орик создавал массовые песни – например, «Споемте, девушки» на стихи Леона Муссинака – поэта-коммуниста. В предвоенные годы эта песня было неофициальным гимном французской молодежи, пели ее и во время оккупации. После войны композитор создал ряд произведений, отразивших воспоминания о тяжелых годах оккупации: «Четыре песни страдающей Франции», цикл из шести поэм на стихи поэта-коммуниста Поля Элюра.
Жорж Орик не утрачивал интереса к балетному жанру: в 1949 г. был создан лирический балет «Художник и его модель», в 1950 г. – «Федра». Музыка этой «хореографической трагедии» оказалась настолько яркой и самодостаточной, что стала исполняться в виде симфонической сюиты.
Созданием киномузыки Орик занимался до 1962 г., когда он стал генеральным директором Национальных оперных театров, а в следующем году композитор был избран в челны Французской академии.
Жорж Орик скончался в 1983 г. Композитор похоронен на кладбище Монпарнас.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев