(1892–1983)
Светлый, гармоничный облик, женственность, изящество и шарм», – так описывает Жермен Тайфер один из знавших ее людей. «Принцесса Шестерки», – так ее называли. Во времена, когда эмансипация женщин еще только становилась свершившимся фактом, она сумела проявить композиторский талант не в меньшей степени, чем другие участники этого объединения французских композиторов.
Родина Жермен Тайфер – Нормандия. Родители ее были потомственными фермерами, но в этой простой семье с большим уважением относились музыке: в доме был рояль, все семеро детей обучались фортепианной игре. Еще до начала обучения пятилетняя Жермен начала подбирать по слуху то, что играли ее старшие сестры, а в шесть лет уже могла транспонировать эти пьесы. Было ясно, что Жермен вполне может стать профессиональным музыкантом, и матери была по душе эта идея, а вот отец был категорически против. Постоянные родительские дискуссии на эту тему сподвигли девочку сочинить фортепианную пьесу, а затем и цикл под названием «Ссора» (по стилю сочинение напоминало музыку Роберта Шумана).
Несмотря на протесты отца, Жермен стала студенткой Парижской консерватории. На момент поступления она с легкостью транспонировала сонаты Вольфганга Амадея Моцарта. Не менее значительными были ее успехи на композиторском поприще: уже первые творения Жермен – «Игры на открытом воздухе» для двух фортепиано и Струнный квартет – вывели ее в разряд «модных» композиторов, причем ранние сочинения Тайфер и ныне не утрачивают своего значения: Квартет нередко записывают на диски вместе с квартетами Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Но если на занятиях по композиции, полифонии и гармонии Тайфер делала большие успехи, то инструментовка ей давалась тяжелее, и она обратилась к Морису Равелю с просьбой позаниматься с нею. Равель согласился. Занятия проходили в непринужденной атмосфере, в перерывах учитель и ученица совместно музицировали. Впоследствии Тайфер выразила наставнику свою признательность, создав пьесу «Посвящение Равелю». Примечательно, что она вошла в цикл наряду с другой пьесой – «Посвящение Рамо»: Тайфер считала этих композиторов равнозначными в истории французской музыки.
В отличие от своего наставника, который так и не смог добиться получения Римской премии, Тайфер по окончании консерваторского курса к этой премии была представлена, но от соискания отказалась, предпочитая творческое общение с друзьями – композиторами, поэтами, художниками. Она приняла участие в коллективной работе участников «Шестерки» над пьесой «Новобрачные на Эйфелевой башне», создав «Вальс телеграмм» (на это ушло всего три дня). Творческая деятельность Тайфер была интенсивной. Для Жака Тибо она создала Сонату для скрипки и фортепиано (скрипач исполнил ее с Альфредом Корто). По заказу княгини Полиньяк – хозяйки одного из известнейших музыкальных салонов французской столицы – Тайфер написала Концерт для двух фортепиано с оркестром. В начале 1920-х гг. был поставлен балет стиле неоклассики «Продавец птиц» на музыку Тайфер, а в скором времени она присутпила к работе над своей первой оперой – «Жил маленький кораблик». В то же время Жермен концертировала как пианистка – в 1926 г. она отправилась на гастроли в США, где выступала с комиком Ральфом Бартоном в качестве иллюстратора, а также исполнила с Альфредом Корто свой Концерт для двух фортепиано. В Европу она возвратилась в 1929 г. На пароходе произошла судьбоносная встреча – Жермен познакомилась с человеком, который в скором времени стал ее супругом. В 1931 г. у них родилась дочь. Жермен с горечью констатировала, что любовь к семье нередко заставляла ее отказываться от радости творчества, однако создавать музыку она продолжала. В ближайшие годы рождается неоклассическая «Кантата о Нарциссе» на стихи Поля Валери, Второй струнный квартет, Баллада (сочинение для фортепиано и оркестра), множество фортепианных пьес, Концерт для скрипки с оркестром.
Годы Второй мировой войны Тайфер провела в США. Там же находились многие знаменитые французские музыканты – Рикардо Виньес, Альфред Корто, Жак Тибо и другие – со многими из них она совместно выступала.
В 1946 г. Жермен Тайфер возвратилась на родину и поселилась недалеко от Ниццы. Первым значительным сочинением, созданным после возвращения во Францию, стал балет под заглавием «Магия Парижа». В 1950-х гг. была написана серия опер «Стиль галантный или стиль дурной» для радиопостановок, сонаты для арфы и для солирующего кларнета, опера «Учитель». В течение 1960-х гг. она немало работала в области киномузыки.
С 1976 г. Тайфер, несмотря на почтенный возраст, работала концертмейстером в одной из престижнейших частных школ Парижа – Эльзасской. Ее последним крупным сочинением стал Концерт для сопрано с оркестром «Верность». Жермен Тайфер ушла из жизни в 1983 г.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев