фото https://www.facebook.com/vera.mit.7

Екатерине Максимовой, Екатерине Сергеевне, Кате, Катюше  – великой русской балерине, самой обаятельной из  великой плеяды  танцовщиков золотого века Большого театра  — 1 февраля 2019 года исполнилось бы 80 лет. Ее уже почти 10 лет  нет с нами, а на сцене Большого театра, где Екатерина Сергеевна служила долгие годы — сначала танцевала, а потом преподавала —  в этот вечер прошел юбилейный концерт,  собранный, поставленный и оформленный ее мужем, ее легендарным  партнером и ее хореографом Владимиром Васильевым. Васильев как многорукий Шива был и автором сценария, и режиссером, и главным балетмейстером, и продюсером и даже поэтом и художником этого незабываемого, ни на один другой юбилейный гала не похожего,  вечера.

Как привычно устраивают юбилейные гала артистам такого масштаба? Ритуалы давно сложены и редко  изменяются. Например, собирают гала-концерт, с участием  мировых балетных звезд и учеников юбиляра, на гала  танцуют номера из его/ее репертуара. Или дают спектакль с учениками юбиляра в его честь.

А в этот вечер о своем близком, любимом человеке вспоминал  Владимир Васильев, и его любовь, его светлая печаль, его боль разделалась всеми участниками и всем зрительным залом. Сама Максимова была незримым участником  этого вечера — балетные номера нанизывались на сквозной текст из ее мемуаров  — о ее жизни, ее партиях, о сбывшихся и несбывшихся мечтах. Даже вести этот семейный  вечер была приглашена семейная пара — Ксения Алферова и Егор Бероев. Камерный,  почти семейный формат этого вечера  был внове. И за небольшими исключениями, весь вечер исполнялась хореография Владимира Васильева  — то, что он сочинил на Екатерину Максимову или в память о ней.

Были  ли ученицы? Конечно, были, танцевали так в отдельных номерах, так и все вместе, благо, в портфолио балетмейстера Васильева нашелся для них общий номер. Были ли гости? Были, но не было звездных имен из-за рубежа, разве что пара известных танцовщиков  —  Михаил Канискин и Элиза Канберра — приехали из Берлина, станцевали «Элегию» в хореографии Васильева на музыку Рахманинова (Екатерина Максимова приходилась композитору дальней родственницей).  Остальные — свои, из других российских театров, с которыми сотрудничали Максимова и Васильев и  теперь сотрудничает Васильев — и  обладатели громких имен,  и друзья, и просто сопричастные. Из сопричастных стоит отметить  солистов Казанского театра Аманду Гомес  (Аманда известна по телевизионному проекту «Большой балет») и Михаила Тимаева и  солистов Киевского модерн-балета Артема Шошина и  Елены Салтыковой с хореографией Поклитару.

«Элегия». Элиза Карильо Кабрера. Михаил Канискин. Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Ученицы педагога Максимовой станцевали  в первом отделения «Вальс — фантазию» Глинки  для пяти солисток и одного солиста (премьер Большого Владислав Лантратов): Татьяна Предеина (сейчас прима Челябинского балета, а когда-то артистка Кремлевского балета, педагогом которого была Максимова), Марианна Рыжкина (уже два года покинувшая сцену, но ради юбилея опять надевшая пуанты), Наталья Балахничева (прима Кремлевского балета), Анна Никулина (самая молодая из учениц  Екатерины Сергеевны, сейчас прима Большого) и примкнувшая к ученицам Максимовой неутомимая Кристина Кретова, которую Максимова в юности благословила на конкурсе  «Арабеск» в Перми (этот конкурс — тоже затея Владимира Васильева).  Вальс  завершал первое отделение концерта, а открывал его  Кремлевский балет сценой из балета «Золушка» Васильева, премьеру в 1991 году танцевала Максимова. В Крембалете, созданном только в 1990 году, Екатерина  Максимова начала свою педагогическую деятельность.

Дуэт из балета «Фрагменты одной биографии».
Кристина Кретова. Иван Алексеев.
Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

А затем на сцену во «Фрагментах одной биографии» (на музыку аргентинских композиторов) в постановке В. Васильева, одноактном балета, поставленном Васильевым для Максимовой и самого себя, вышли Кристина Кретова (сейчас ведущая солистка Большого, а когда-то прима Кремлевского балета) и   Иван Алексеев (сейчас солист Большого, а когда-то премьер Воронежского театра, с которым также сотрудничал и продолжает сотрудничать Владимир Васильев). Современные исполнители совсем не напоминали легендарный дуэт, но  внесли в этот номер энергию сегодняшнего дня (Кретова) и мягкую элегантность, чуть окрашенную этнической стилизацией (Алексеев). Ролевые функции партнеров поменялись — у Максимовой и Васильева было ровно наоборот — мягкость и женственность у партнерши и энергия (тогдашнего) дня, ярко окрашенная нездешней этничностью,  у партнера.

«Леда и Лебедь». Татьяна Предеина. Иван Алексеев.
Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Элегический характер вечера поддержал изысканный балетный номер «Леда и Лебедь» в исполнении ученицы Максимовой Татьяны Предеиной (Леда) и  Дмитрия Гуданова (Лебедь), с прошлого сезона ушедшего  из Большого. Для Гуданова это был не только вечер возвращения на родную сцену,  но  дебют на этой сцене в качестве хореографа. Дмитрий использовал для своего номера знаменитую балетную музыку — «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, на которую когда-то был создан один из самых революционных балетов, повернувших балетную историю в сторону современной практики, и начинающему хореографу Дмитрию Гуданову пришлось заочно посоревноваться с хореографом Вацлавом Нижинским, который тоже дебютировал в «Фавне» как  хореограф в «Фавне», только больше 100 лет назад.  Появление Гуданова в хореографии, поставленной на самого себя,  заставил поностальгировать  о временах, когда этот редкий танцовщик, принадлежащий к той же категории штучных и незаменимых, к которой принадлежала и героиня вечера,  украшал сцену Большого.

Сюита из I акта балета «Дон Кихот».
Китри – Евгения Образцова. Базиль – Артемий Беляков.
Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Второе отделение началось ударно — со сцены из первого действия балета «Дон Кихот», в праздничном формате — с двумя Китри (Е. Образцова, М. Шрайнер)  и двумя Базилями (А. Беляков и В. Лопатин).  Китри — одна из самых бесспорных удач Екатерины Максимовой, и обойтись хотя бы без одной из знаковых ролей классического репертуара, в которой она блистала, в юбилейном вечере было бы непростительно. Но в это вечер в «Дон Кихоте» блистали мужчины — Вячеслав Лопатин — юркий, пластичный, характерный Базиль и Руслан Скворцов, роковой красавец, победительный, неотразимый Тореро. Именно они показали класс  театра,  звездами которого в прошлом были Максимова и Васильев.

Дуэт из III акта балета «Онегин.
Татьяна – Ольга Смирнова. Онегин – Дэвид Холберг.
Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Звезды же нового поколения Большого, несколько интровертные.  Ольга Смирнова и Дэвид Холберг  исполнили финальный дуэт из «Онегина»  Кранко — спектакля, о котором долго мечтала Максимова, и в котором она все-таки станцевала в 80-х с Лондонским Фестиваль-балетом (ныне Английский национальный балет).  Более горячо тему любовных отношений продолжили гости из Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Роман Беляков. И если бы не литературные подводки и видеопроекции трогательных фотографий Екатерины Максимовой, эти два хита балетных  гала заставили на несколько минут окунуться в привычную атмосферу юбилейных концертов (Кондаурова приезжала с этим же номером, правда, с другим партером) на один из летних гала-концертов в Большом.

«Баллада».
Дарья Хохлова. Владислав Лантратов.
Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

После небольшой разрядки  после  дуэтов страсти (шутливого номера в хореографии Поклитару) состоялась кульминация вечера  — «Баллада» Владимира Васильева на такую знакомую и такую щемящую музыку Шопена (знакомую по «черному» дуэту из «Дамы с камелиями» Ноймайера, также хиту гала-концертов). Этот номер Владимир Васильев сочинил в память о своей любимой жене, о ее утрате,  сочинил для себя,  а в юбилейный вечер в нем  вышел Владислав Лантратов  с Дарьей Хохловой,  исполнив пронзительную балетную притчу о боли потери  любимого  человека.

Сцена «На катке» из балета «Анюта».
Анюта – Нина Капцова. Александр Войтюк, Карим Абдуллин – Два офицера.
Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

А после кульминации сразу же последовала  развязка — сцена на катке из «Анюты», балета, поставленного Васильевым сначала для телевидения, затем для Большого, наиболее долго шедшего спектакля в его хореографии на сцене Большого. На сценическом катке «катались» живые артисты, Анюта — Нина Капцова, а на заднике — параллельно шел вариант видео  «Катка» с Екатериной Максимовой — финальное  масштабное зрелище, говорящее о многом, что не выразимо словами  — в первую очередь, о том,  что великие артисты уходят, а  свято место все-таки пустует. Обаяние Максимовой, ее легкий, заразительный танец невозможно повторить, но невозможно и забыть. Спасибо, что об этом в этот вечер напомнил ее великий муж и театр ее жизни.

Слово Владимира Васильева.
Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Все права защищены. Копирование запрещено.