(р. 1932)

Движение, его красота и эмоциональность – такого главное содержание балетов нидерландского хореографа Ханса ван Манена. Очарование движения ценно само по себе, и потому его постановкам не нужен сюжет, чтобы увлечь публику.

Будущий балетмейстер появился на свет в Амстелвене, небольшой деревне, расположенной недалеко от Амстердама. Мать его была немкой, однако дома по-немецки не говорили. Когда Хансу было семь лет, семья переехала в Амстердам и поселилась в районе, который можно было назвать «кварталом художников». Неподалеку от дома располагалась балетная школа, и Хансу нравилось заглядывать в окна, наблюдая, как упражняются танцовщики – уже тогда его зачаровывала красота танцевальных движений. То, что он видел, Ханс пытался повторить дома: в послеобеденное время по радио транслировались концерты классической музыки, и мальчик танцевал под эту музыку, как умел.

Вскоре началась Вторая мировая война. На момент ее окончания Хансу было двенадцать лет, он окончил только четыре класса и не имел никакого желания возвращаться в школу. Он стал учеником и помощником гримера Германа Михельса – друга своей матери (ему казалось, что это приближает его к осуществлению мечты о сцене). В качестве гримера он преуспел и даже выиграл конкурс в шестнадцатилетнем возрасте, но он не оставлял надежд стать танцовщиком.

Когда ему было восемнадцать лет, в Амстердаме проходил фестиваль, среди участников которого была Соня Гаскелл, чьи выступления произвели на него особое впечатление. «Теперь или никогда!» – подумал Ханс ван Манен и принял решение начать учиться искусству танца. Его непосредственный начальник Герман Михельс поддержал его в этом решении – по его словам, он всегда знал, что это произойдет – и даже согласился платить ему прежнюю зарплату с условием, что Ханс будет работать один вечер в неделю.

Считается, что в восемнадцать лет уже поздно начинать учиться балетному искусству, но Хансу ван Манену удалось поступить: не так уж много юношей было среди учеников балетной школы. «Мои танцы выглядели ужасно, но я быстро продвигался вперед», – говорит хореограф, вспоминая о тех днях.

Ханс ван Манен начинал карьеру танцовщика в Ballet Recital – труппе, которую возглавляла Соня Гаскелл, а год спустя он стал артистом оперного театра, выступая на его сцене в составе хореографической труппы. Здесь он впервые проявил свой талант балетмейстера. Танцовщик и хореограф Ян Ребель, знавший о его желании ставить балеты, предложил ему создать постановку. Ван Манен задумал спектакль для двадцати исполнителей, но в его распоряжение предоставили только девятнадцать, тем не менее, ему удалось реализовать свой творческий замысел. Так родился балет «Feestgericht». Его премьера состоялась в 1957 г., и он был представлен более трехсот раз.

Начав балетмейстерскую деятельность, ван Манен продолжал выступать как танцовщик. Некоторое время он выступал во французской столице, будучи артистом труппы, возглавляемой Роланом Пети, а с 1960 г. – в Нидерландском театре танца. Этот опыт он считает очень ценным. По мнению ван Ханена, нельзя стать хорошим балетмейстером, не имея опыта танцовщика – только эта деятельность позволяет в полной мере постичь возможности тела.

Начав сотрудничество с Нидерландским театром танца как исполнитель, ван Манен в скором времени начал ставить спектакли для этой труппы, а позднее стал ее художественным руководителем. Эту должность он занимал до 1971 г., затем в течение двух лет ставил балеты для различных трупп, с 1973 г. сотрудничал с Национальным балетом Нидерландов, с 1988 г. – с Нидерландским театром танца, а в 2003 г. вновь с Национальным балетом.

Стиль Ханса ван Манена сформировался во многом под влиянием Джорджа Баланчина, как сочетание элементов классики и модерна. Подобно Баланчину, он отдает предпочтение бессюжетным постановкам, но сам хореограф не считает свои балеты абстрактными, поскольку за красотой танцевальных движений всегда стоят эмоции. При отсутствии конкретной фабулы его спектакли раскрывают нюансы человеческих взаимоотношений, и потому ван Манен всегда требует от исполнителей эмоционального наполнения: «Я хочу видеть на сцене людей, а не роботов», – говорит он танцовщикам.

Творческий путь балетмейстера отмечен разнообразными премиями и наградами. В 1991 г. в Испании он удостоился премии Сони Гаскелл. За балет «Двое» ему присудила премию Нидерландская театральная гильдия. Когда балетмейстер отмечал тридцатипятилетний юбилей своей хореографической деятельности, Королева Нидерландов наградила его орденом Оранских-Нассау. В 2000 г. он удостоился премии «Эразм», а в 2005 г. – Benois de la Danse.

Балет – главная, но не единственная область творчества ван Манена. Он прекрасно фотографирует, и выставки его фотографических работ проходят в разных странах.

Все права защищены. Копирование запрещено.