(1904–1971)
Владимир Павлович Бурмейстер – деятель отечественного балета, который во многом был первым: это первый советский хореограф, работавший с балетной труппой знаменитого парижского театра «Гранд-опера», но что еще важнее – он стоял у истоков балетной труппы Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Фактически, постановки Бурмейстера сыграли в истории этого театра такую же роль, как балеты Мариуса Петипа в истории Мариинского театра.
Родина Владимира Бурмейстера – город Витебск. Здесь его отец – потомственный дворянин, выходец из обрусевшего шведского рода – служил земским начальником. Мать будущего балетмейстера в девичестве носила фамилию Чайковская, и это не было случайным совпадением – великий композитор приходился ей двоюродным дедом.
После рождения сына семья Бурмейстеров переехала во Владимир. Здесь мальчик учился в мужской гимназии, но завершил школьное образование уже в Москве, куда семья переехала в 1917 году, после Октябрьской революции. Доучивался Владимир уже в школе советского образца.
После окончания школы – в 1925 году – Владимир Бурмейстер стал студентом Московского театрального техникума им. А.В.Луначарского. Еще в годы учения началась его творческая деятельность: в 1927 году Бурмейстер начал выступать в составе «Драмбалета». Возглавляла этот исполнительский коллектив Нина Семеновна Гремина, в ее постановках Бурмейстер исполнял номера эстрадного плана и проявил себя как талантливый танцовщик.
Следующий этап творческого становления Бурмейстера связан с труппой «Московский художественный балет», солистом которой он стал в 1930 году. Эта труппа, руководителем которой была Викторина Владимировна Кригер, влилась в состав Музыкального театра им. Вл.И.Немировича-Данченко в 1933 году (с 1941 года – Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко). Поначалу это слияние считалось временным, но по прошествии шести лет стало постоянным. В постановках этого театра Владимир Бурмейстер исполнял разные по образному строю партии: Кум в «Ночи перед Рождеством», Никез в «Соперницах», Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Алеко в «Цыганах», Людовик XVI в «Карманьоле», Ли Шанфу в «Красном маке». Но какую бы роль ни исполнял Бурмейстер, его танец всегда отличался виртуозной отделкой деталей, точностью хореографического рисунка и яркой образностью.
Балетмейстерский дебют Владимира Павлович состоялся еще до вхождения труппы «Московский художественный балет» в состав театра: в сезоне 1931-1932 гг. он поставил балет «Корсар». В последующие годы он довольно долго не возвращался к балетмейстерской деятельности, выступая как солист балета, но он сделал это в 1938 году, осуществив постановку балетного спектакля «Ночь перед Рождеством», а также танцевальных эпизодов в оперетте Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». По прошествии двух лет Бурмейстер поставил хореографические сцены еще в одной оперетте того же композитора – «Перикола», а в следующем году занял в театре должность главного балетмейстера.
Последующие годы вошли в историю театра как «эпоха Бурмейстера». Новые спектакли появлялись один за другим: «Штраусиана», «Лола», «Виндзорские проказницы», «Карнавал», «Шехеразада», «Берег счастья», «Татьяна», «Жанна д’Арк» и другие. Особое место среди творений Бурмейстера занимает «Лебединое озеро». К осуществлению этого замысла он шел много лет и решился на него лишь в 1953 году, когда был уверен, что труппа действительно к этому готова. Не удовлетворенный существующими постановками, хореограф, по его собственным словам, вознамерился очистить балет «от жестикулирующих кукол, не несущих в себе никакого внутреннего мира». В то же время Владимир Павлович не ставил себе цели «начать с чистого листа» – лучшие достижения предшественников он сохранил: либретто московской версии, «лебединый» акт Льва Иванова, но другие действия он поставил сам. В них было немало интересных находок. Например, в прологе похищенная героиня обращается в лебедя, а в Испанском танце на балу внезапно появляется Одиллия. Спектакль Бурмейстера имел успех не только в СССР, но и во Франции во время гастролей – настолько, что театр «Гранд-опера» пожелал иметь его в своем репертуаре, и Бурмейстер поставил свою версию «Лебединого озера» в Париже в 1960 году.
Каким человеком был Бурмейстер, как общался с исполнителями? Артисты балета, знавшие его, вспоминают, что на репетициях он не дозволял никаких вольностей, никаких посторонних разговоров – всё было очень строго. С другой стороны, на его репетициях всегда царила творческая атмосфера. Он никогда не растолковывал танцовщикам всё от и до, а призывал их «найти в себе и показать».
Владимир Бурмейстер мечтал поставить еще один балет Чайковского – «Спящую красавицу», но этой мечте не суждено было осуществиться. В 1971 году он был госпитализирован – предстоящая операция не казалась сложной, но вскоре после нее Владимир Павлович скончался. Последним его словом было заглавие одного из балетов, поставленных им – «Эсмеральда».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Бурмейстер Владимир Павлович, а не Петрович. Исправьте, пожалуйста.