И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

 

Борис Пастернак

 

 

На сцене и за кулисами царит оживление. Юные конкурсанты наносят грим, снова и снова повторяют движения предстоящего выступления. Волнуются все – те, кому сейчас предстоит побороться за награды, и их педагоги. Неизвестно, кто больше. VI-й конкурс исполнителей Dance Moscow собрал более полусотни участников, которые развернули знамена классической, «современной» и народно-сценической хореографии. Как явствует из порядкового номера конкурса, он уже прочно занял позиции в ряду московских собратьев и стал традиционным. Учредитель конкурса – московский Институт театрального искусства, с недавнего времени носящий имя Иосифа Кобзона. Иосиф Давидович много сделал для создания, как самого учебного заведения, так и для зарождения конкурса, став в 2016 году его Президентом. Так что отныне Dance Moscow проходит под именем Кобзона и увековечивает его.

Итак, в столицу съехались воспитанники любительских танцевальных студий, школ искусств и ансамблей из разных регионов России и зарубежья. Примечательно, что в конкурсе могут принять участие, как самодеятельные артисты, так и профессионалы. Оценивать молодые таланты организаторы конкурса вновь пригласили именитых деятелей искусства. В состав арбитров вошли народный артист СССР Борис Акимов, почетный работник сферы образования РФ Лариса Ледях, заслуженный работник культуры РФ Валентина Слыханова, заслуженный артист России Константин Уральский, заслуженный деятель искусств России Гедиминас Таранда. Эстафета председателя жюри поочередно оказывалась в руках народных артистов России Андрея Петрова (он возглавил жюри, оценивающего достижения дополнительного образования) и Марины Леоновой, на долю которой как раз выпало судейство «профессионалов».

Хорошей традицией стало учреждение на конкурсе жюри прессы (что может себе позволить отнюдь не каждое подобное мероприятие). В составе экспертов от критического цеха — главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская и ваш корреспондент.

Соревнование стремительно набрало обороты, поставив перед членами обоих жюри непростую задачу просмотра огромного количества номеров, стремительного переключения жанров и распределения баллов между представителями различных хореографических направлений и стилей. Впрочем, такое разнообразие можно отнести и к достоинствам Dance Moscow, который развернул полноценную красочную палитру мира танца в его сегодняшнем отражении. Проигравших здесь нет и быть не может.

Матвей Иванов

Во-первых, возможность выступить в Москве – уже своего рода награда. Конкурс дает замечательный шанс проверить свои силы, закалиться в борьбе тем, кто еще не считает себя подготовленным к ристалищам с более обширной и тяжелой обязательной конкурсной программой, как, например, знаменитый Московский международный конкурс артистов балета, проходящий раз в четыре года.

Ну как было не порадоваться за Адису Кандурову из Нальчика, избравшей две сложные вариации: Одалиски («Корсар») и Китри («Дон Кихот»).

Ровно выступила Луиза Назарова из Челябинска. Она исполнила два произведения – «Пока никто не видит» (музыка Indila — Dernière Danse) и «Живая вода» (музыка Hauschka — Agdam) — оба в хореографии Натальи Петраш. К сожалению, многие конкурсанты не смогли обстоятельно заполнить анкеты участников, поэтому порой отсутствовали необходимые сведения о композиторах и хореографах. А у кого-то в анкетах появились и вовсе удивительные имена, например, балетмейстера XVIII века Жана Доберваля, или Адама Глушковского, чья хореография давно и безвозвратно утеряна.

Уверенно ощущает себя на сцене Александр Лебедев из Санкт-Петербурга. Хореографии И. Голодович («Фрак, бабочка…» и «Душа») он сумел придать личностную интерпретацию.

Полине Чибисовой из Зеленограда не очень повезло с репертуаром. Ее «Ноктюрн» произвел хорошее впечатление, увы, сниженное монологом «Отражение» (музыка К. Дебюсси, хореография К. Ойвенталь).

Появились на конкурсе и откровенно слабые исполнители. Безусловно, рановато Анастасии Алексеевой из Одинцово выносить на конкурсную сцену Классическую вариацию на музыку П.И. Чайковского, а «Лебедь» К.Сен-Санса-М. Фокина и вовсе выглядел кощунственно. К этому шедевру (да еще в редакции           Т. Камратова), покоряющемуся не каждой балерине, обратилась и москвичка Елизавета Морозова с пока еще плохим pas de bourrée suivi. Явно переоценили свои силы Мария Шуляева и ее педагог, представившие вариации Феи Щедрости («Спящая красавица») и Одалиски («Корсар). Девятилетний Матвей Иванов из города Электросталь задумал поразить жюри и зрителей исполнением виртуозной вариации Бога ветра Вайю из балета Мариуса Петипа «Талисман». Способный малыш смело, с видом взрослого танцовщика, кинулся в заведомо сложные не по годам технические кунштюки. И все же оставался ребенком, танцу которого так обидно не хватало «школы» в подходах и движениях. Несмотря на это, жюри присудило мальчику, которому надо много учиться академизму – скорее авансом — Диплом I-й степени. Вообще, приоткрывая секретную завесу судейских обсуждений, скажу, что арбитры были удивительно единодушными в оценках и легко приходили к общему итоговому решению.

Спорным представляется исполнение некоторыми конкурсантками сложных классических вариаций не в пуантах, а в мягкой обуви. Для домашних экзерсисов это нормально, но не более.

Уже не первый год на конкурс выставляет своих воспитанников коллектив современного танца «Арабеск» (художественный руководитель Наталья Евгеньевна Томилина). Всякий раз ребята становятся фаворитами публики и получают высокие оценки профессионалов. Так случилось и теперь.

Замечательно, что в конкурсную орбиту вовлекаются увлеченные танцем юные артисты из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. И пусть не всем сопутствовал безоговорочный успех, конкурс одарил детей и их наставников общением, дружбой, новыми творческими контактами.

Ансамбль «Сибирские узоры»

Но самым ярким событием Dance Moscow-2020, бесспорно, стал приезд из Новосибирска ансамбля «Сибирские узоры». Танцевали ли ребята «Сундучок», «Тарантеллу», «Сибирскую праздничную» (хореограф — И. Овечкина), или «Уральскую пятёру» (хореограф – М. Мурашко), – всякий раз они безраздельно завладевали вниманием зала, поражая своим азартом, артистизмом и мастерством. Хороший вкус постановок и костюмов тоже способствовал созданию атмосферы праздника, которая неминуемо передавалась зрителям.

Высокой похвалы заслужила и Полина Гончарова, браво исполнившая русский танец «Уточка луговая» (хореография И. Овечкиной) и «Заковырки» (хореография В. Милованова). Так что новосибирцы оказались вне сравнений!

Из концертного зала ДК ЗИЛ, конкурс перебрался в Учебный театр Московской государственной академии хореографии – важного партнера организаторов конкурса. В Академию переехали и все службы конкурса, а здесь самое время сказать несколько слов и о них. Большую работу по сбору и обработке материалов конкурсантов проделали сотрудники Института театрального искусства, студенты которого стали волонтерами, обеспечившими плавное течение соревнования от сценических репетиций до выступлений. Организующее начало внес идеолог конкурса —  его директор, а по совместительству Ректор Института почетный работник культуры Москвы Дмитрий Томилин.

На третий день конкурса в борьбу вступили «профессионалы». Абсолютное большинство из них составили воспитанники профессиональных учебных заведений – средних и высших. Как и предполагалось, на первые позиции выдвинулись учащиеся Московской государственной академии хореографии и Хореографического училища при театре танца «Гжель». Учащиеся младших классов МГАХ София Писарева и Лев Тимошенко показали первые навыки общения в дуэте. София – изящна, музыкальна, по-детски непосредственна, Тимошенко — внимателен к партнерше. Их сверстники представили массовую композицию, поставленную Андреем Алферовым на музыку И. Армсгеймера, к сожалению, купированную. По сути это был показательный урок классики, украшенный «театральностью», где дети показали свои успехи в освоении канонических премудростей.

В конкурсе приняли участие и японские воспитанницы МГАХ. Некоторые из них крепкие технически; тела хранили равновесие, пуанты впивались в пол. Хотя Адачи Риа и сбилась с pirouette в самом конце вариации Дианы из балета «Пробуждение Флоры». Девочкам еще предстоит раскрыться как артисткам, способным расцветить танец художественными красками, «пропеть» музыку движением.

Любопытным было выступление стажера Академии Дмитрия Душкевича. Сын выдающейся белорусской балерины, он увлекся классическим балетом в возрасте, когда иные уже вовсю развивают сценическую карьеру. Внешне привлекательный юноша серьезно взялся за дело. Сначала прошел интенсивный курс в Белорусском хореографическом колледже у маститого Александра Ивановича Коляденко, а сейчас стажируется в Москве в классе Михаила Шаркова. Для конкурсного выступления Дмитрий выбрал вариации из балета «Сатанилла» и мужское solo Pas de trois «Пахиты», что конечно свидетельствовало о его серьезных творческих амбициях.  Наглядный пример упорного продвижения к поставленной цели.

Несколько своих студенток вывело на конкурс Хореографическое училище при «Гжели». Досадно, но «не конкурное» «Морено» в постановке Сергея Корня на музыку Жоржа Бизе не позволило Василисе Дерендяевой подкрепить успех исполнения «Снегурочки» (К.Шаханова- Е. Барышниковой). А вот миниатюра «Деревенский роман» Павла Глухова, как раз, наоборот, выявила актерское дарование Лазаревой Алеси, выведя ее в число лауреатов.

Таёда Харука

Яркое впечатление произвел студент МГАХ Иван Сорокин. Превосходные природные данные – большой шаг, красивая линия стопы, хорошее вращение —  предрекают юноше карьеру выразительного солиста, который еще не раз будет покорять конкурсные подмостки. На сей раз ученик Валерия Анисимова исполнил вариации Колена из «Тщетной предосторожности» и с еще большим успехом solo Графа Вишенки из балета «Чиполлино», став неоспоримым призером Dance Moscow-2020.

Иван Сорокин

Выпускница МГАХ Александра Криса ныне артистка театра «Кремлевский балет» вместе со своей наставницей Жанной Богородицкой подготовила для конкурса Pas de deux из балета «Арлекинада» (партнер Юрий Выборнов). Ее душевно открытая и обаятельная героиня полна ласки и доброй веселости. Озаренная внутренним светом, балерина преподнесла зрителям своим танцем чудесный «пластический цветок».

Александра Криса

Заключительный гала-концерт собрал на сцене лауреатов и дипломантов конкурса и тех, кто искренне оценивал их подготовку, трудолюбие и талант. Большой и пышный концерт сверкнул лучами классики, народного и «современного» танцев. И долго не смолкали зрительские аплодисменты, а счастливые артисты не отпускали членов жюри, организовывая импровизированные фотосессии с ними на память о событии.

 

 

                                                                           Фотограф — Сергей Лепендин