«Надеюсь, моя «Беатриче» еще отомстит за себя!» – такие исполненные горечи слова находим мы в письме Винченцо Беллини к Фредерику Шопену, написанном в 1833 г. после премьеры оперы «Беатриче ди Тенда». А ведь этой премьеры композитору пришлось ждать дольше обычного – ее пришлось отложить из-за того, что певцы с трудом справлялись с вокальными партиями… Можно сказать, что судьба оперы оказалась такой же сложной, как судьба ее героини.
Заглавная героиня оперы Беллини – реально существовавшая личность, жившая в Италии на рубеже XIV-XV столетий. Она была супругой военачальника Фачино Кане, о подробностях их взаимоотношений ничего неизвестно, но вряд ли там могла идти речь о страстной любви, ведь Фачино был гораздо старше своей молодой супруги. Так или иначе, супружество внешне было вполне благополучным и закончилось смертью мужа, после которого Беатриче унаследовала весьма большие владения и состояние. Вторым мужем Беатриче стал миланский герцог Филиппо Мария Висконти. На этот раз ситуация оказалась противоположной – жена на два десятка лет была старше молодого супруга. Разумеется, брак определялся политическим и экономическим расчетом: Беатриче сохранила свои владения, а Висконти получил в свое распоряжение ее богатства и сильную армию наемников, что позволило ему укрепить власть. Тем не менее, Филиппо поначалу испытывал симпатию к этой умной женщине, не утратившей с возрастом ни обаяния, ни красоты… но только поначалу. В скором времени Висконти охладел к супруге – чем не замедлили воспользоваться недоброжелатели герцогини, обвинившие ее в супружеской неверности. Поверил ли герцог этим обвинениям (ведь по натуре он был человеком подозрительным и жестоким) или же использовал их как удобный повод, чтобы на законных основаниях избавиться от опостылевшей жены – но, так или иначе, несчастная была казнена в 1418 г. по обвинению в измене.
Насколько справедливым было обвинение? Никаких неопровержимых доказательств вины Беатриче не существует, поэтому в памяти человечества она осталась как невинная жертва клеветы и произвола. С ее судьбой удивительным образом перекликается история другой женщины – Анны Болейн (с той разницей, что Беатриче, став женой герцога Миланского, никому не сломала жизнь и не стала косвенной причиной ничьей казни – и с этой точки зрения она даже более достойна сострадания, чем вторая супруга Генриха VIII). Историю Анны Болейн воплотил в опере Гаэтано Доницетти, а образ Беатриче ди Тенда привлек внимание его главного соперника – Винченцо Беллини (примечательно, что либретто обеих опер создал один и тот же драматург – Феличе Романи). Непосредственным источником вдохновения послужил балет Антонио Монтичини «Беатриче ди Тенда», поставленный в Милане в 1832 г. по одноименной трагедии Карло Тедальчи-Фореса, эта же пьеса была положена в основу либретто.
Действие начинается с картины бала в замке Бинаско, устроенном Риккардо дель Маино – другом герцога Висконти. Присутствующие восхваляют прибывшего герцога – но не все, есть и те, кто тайком осуждает его за жестокость. Герцог же не обращает на это особого внимания – гораздо больше увлекает его красота Аньезе, сестры Риккардо, ради этой красавицы он готов забыть свою супругу Беатриче. Герцогиней восхищен другой мужчина – Оромбелло, правитель Вентимильи (пораженный красотой Беатриче, он охладел к Аньезе, в которую был влюблен прежде), на бал он приехал только для того, чтобы увидеть герцогиню, но сначала нужно объясниться с Аньезе, тоскующей о нем в одиночестве. После недолгих колебаний Оромбелло возвращает даме ее письма, но среди них случайно оказывается его собственное письмо. Он намеревался послать его Беатриче, но так и не решился это сделать. В результате Аньезе читает его пылкие признания, предназначавшиеся другой женщине, и в ее сердце вспыхивает ревность и жажда мести.
Между тем, Беатриче далеко не счастлива в браке – ее в равной степени тревожит и холодность супруга по отношению к ней, и его жестокость к подданным, об этом она размышляет. Филиппо упрекает супругу в интригах – он прекрасно знает о жалобах на него, с которыми подданные обращаются к ней, и ему это не по душе. Безуспешно попытавшись оправдаться, Беатриче уходит, а Филиппо признается сопровождающему его Риккардо, что не прочь избавиться от надоевшей женщины. Тем временем Оромбелло открывает свои чувства Беатриче – но она, несмотря ни на что, не желает изменять мужу. За этим объяснением их застает Висконти, которому Аньезе передала письмо бывшего возлюбленного.
Аничино – друг Оромбелло – пытается убедить Висконти в беспочвенности обвинений. На суде Беатриче не признает своей вины, мнимый любовник же рассказывает, что действительно домогался ее любви, но она сохранила верность супругу. Висконти не верит ему и приказывает подвергнуть пыткам. Аньезе, напуганная последствиями своей интриги, признается в клевете, к которой ее подтолкнула ревность. Висконти, предаваясь воспоминаниям о своей былой любви к жене, готов помиловать обоих, но поздно – Оромбело под пыткой уже оговорил и себя, и Беатриче. Филиппо приговаривает обоих к смертной казни. Спокойно идет Беатриче к месту казни, великодушно прощая Аньезе – женщина смирилась со своей судьбой и ожидает встречи с первым супругом в лучшем мире.
Публика венецианского театра «Ла Фениче» не оценила по достоинству музыку Беллини, исполненную драматизма – несмотря на то, что в заглавной роли выступила Джудитта Паста. Но в скором времени опера была с успехом поставлена в Палермо: «Беатриче» достойна своих сестер», – отметил Беллини. Шопен, которому Беллини так горько жаловался на фиаско произведения, очень любил эту оперу и даже высказывал пожелание, чтобы на его похоронах прозвучала молитва Беатриче в исполнении Дельфины Потоцкой.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев