(1886–1954)

 

«Эта фраза должна быть сыграна так, как вы ее никогда в жизни не сыграете», – с такими словами обратился однажды к оркестрантам немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер. Действительно, гении могут ставить задачи, кажущиеся невыполнимыми простым смертным – но талант Фуртвенглера заключался еще и в том, что он умел поднять оркестр до своего уровня, и по праву может его причисляют к лучшим дирижерам ХХ века.

Вильгельм Фуртвенглер появился на свет в Берлине, позднее семья переехала в Мюнхен. Он был выходцем из интеллигентной семьи: отец – ученый-археолог, мать – художница (одной из ее любимых тем для картин были сцены из жизни четверых детей), тетя – педагог-музыкант. Именно она начала учить семилетнего Вильгельма музыке, которая увлекала мальчика гораздо больше, чем детские игры. К двенадцатилетнему возрасту он уже знал наизусть большую часть фортепианных сочинений Людвига ван Бетховена (это был его любимый композитор) и даже создал несколько сонат. В последующие годы юный композитор обучался у Феликса Мотля, написал множество фортепианных пьес, два струнных квартета и две симфонии – ни одна из них не была завершена, однако часть одной из них прозвучала в 1906 г. в Мюнхене под управлением автора наряду с Девятой симфонией Антона Брукнера – так двадцатилетний Фуртвенглер дебютировал одновременно как композитор и как дирижер, но во втором качестве он имел больший успех. Кроме того, он в то время похоронил отца, на плечи юноши легла забота о семье, а работа дирижера гарантировала более надежный заработок, чем композиторская деятельность – и Фуртвенглер избрал не композиторскую, а дирижерскую стезю.

Дальнейшая судьба Фуртвенглера – это история блестящего и стремительного взлета. Он успешно выступал с различными оркестрами – поначалу в небольших городах, но в 1915 г. получил приглашение в оперный театр Мангейма, по прошествии пяти лет дирижировал в Берлине симфоническими концертами, а еще через два года возглавил оркестр Берлинской филармонии. Везде он поражал оркестрантов загадочным гипнотическим воздействием, а публику – философской глубиной интерпретаций. Журналисты именовали его не иначе как «чудесным Фуртвенглером», сотрудничать с ним желали многие исполнительские коллективы в Германии и за ее пределами – дирижер выступал в Страсбурге и Цюрихе. В 1925 г. американская публика с восторгом приняла его интерпретацию Первой симфонии Иоганнеса Брамса, и Нью-Йоркский филармонический оркестр заключил двухлетний контракт с дирижером (правда, эти годы были омрачены соперничеством с Артуро Тосканини, и Фуртвенглер, покинув США в 1927 г., больше не посещал эту страну).

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти