(1908–1970)
Вано Ильич Мурадели… сегодня это имя довольно часто вспоминают в связи с печально известным постановлением Политбюро от 1948 года – но, разумеется, нет вины композитора в том, что непосредственным поводом к этому послужила премьера его оперы «Великая дружба». Он стал такой же жертвой властей, как Дмитрий Дмитриевич Шостакович и многие другие композиторы, которых обвинили в «формализме», не замечая творческой индивидуальности каждого из них. Если же говорить об индивидуальности Мурадели, то главной отличительной чертой его облика была монументальность. Подавляющее большинство его произведений написано в крупной форме – оперы, кантаты, оратории, и даже когда он обращался к миниатюрным жанрам, это ощущение монументальности сохранялось. Яркий тому пример – самая известная из его песен «Бухенвальдский набат».
Вано Мурадели называют советским грузинским композитором – ведь он родился в Грузии, в городе Гори, но родители его были армянами, а настоящее его имя – Ованес Мурадян, позднее он именовался Иваном Ильичем Мурадовым. В семье, в которой он появился на свет, не было профессиональных музыкантов, нотной грамоты никто не знал, но музыку и пение любили все. Мальчик рано проявил музыкальный талант, он пел в школьном хоре, самостоятельно осваивал мандолину, гитару, фортепиано. С последним он преуспел до такой степени, что будучи старшеклассником смог работать тапером в кинотеатре, импровизируя музыкальное сопровождение к немым кинокартинам. Примечательно, что в молодсти он был ярым сталинистом, и для него много значил тот факт, что Иосиф Виссарионович Сталин был его земляком – а поскольку тот был грузином, будущий композитор имя и фамилию переделал на грузинский лад: Вано Мурадели – и именно под таким именем вошел впоследствии в историю музыки.
В 1925 году Мурадели стал студентом музыкального училища в Тбилиси Поступал он туда в качестве вокалиста и дирижера, но уже на первом курсе перешел на композиторское отделение. Завершив учебу в музыкальном училище с отличием, он был без экзаменов зачислен в консерваторию. Его наставниками в искусстве композиции были Сергей Васильевич Бархударян и Владимир Владимирович Щербачёв, а под руководством Михаила Михайловича Багриновского он обучался дирижированию. Излюбленным предметом композиторского интереса Мурадели в студенческие годы была вокальная музыка – в частности, он создал вокальный цикл на стихи поэтов-грузин. Увлекала его и музыка театральная, и даже в качестве дипломной работы он представил музыку к драматическому спектаклю «Затмение солнца».
После окончания Тбилисской консерватории Мурадели, как один из лучших выпускников, был направлен в Москву, где стал учеником Николая Яковлевича Мясковского. Под его руководством Вано Ильич создал вокальный цикл на стихи Александра Сергеевича Пушкина, а также сюиту на основе грузинского музыкального фольклора, который чрезвычайно его увлекал. Симфонию № 1, ставшую его дипломной работой, он посвятил памяти Сергея Мироновича Кирова.
После окончания консерватории Вано Ильич жил в Москве. В 1939 году он создал музыку к фильму «Комендант Птичьего острова», впоследствии было немало других работ в кино: «Гибель “Орла”», мультфильм «Слон и муравей», «Насреддин в Ходженте» и другие. Во время войны Вано Ильич возглавлял ансамбль Красного флота. В те годы он немало работал в жанре массовой песни. Возвратившись в столицу в 1944 году, он стал секретарем Московского союза композиторов. В том же году состоялась премьера его Симфонии № 2, пронизанной предчувствием победы. Одновременно он работал над оперой, которая первоначально именовалась «Чрезвычайный комиссар», но, в конце концов, получила заглавие «Великая дружба». Композитор завершил ее уже после войны – в 1947 году. Тогда же состоялась премьера, оперу тепло приняла публика и высоко оценили критики – но у властей было другое мнение: композитора обвинили в «формалистских тенденциях». Мурадели публично «признал свои ошибки» и пообещал исправиться, но начавшийся процесс было уже не остановить: в 1948 году последовало постановление «Об опере «Великая дружба», ставшее началом травли Шостаковича и других композиторов, включая Мурадели. Душевное потрясение привело к тому, что композитор несколько месяцев был неспособен работать. Лишь в 1949 году он вернулся к работе, начав трудиться над сюитой для хора «Путь к победе».
В 1950 годы композитор продолжал создавать музыку к фильмам, а также работал в самом «безобидном» с идеологической точки зрения жанре массовой песни. Лишь десятилетие спустя он вновь обратился к оперному жанру – так родилась опера «Октябрь», впервые представленная в 1964 году. Артур Эйзен исполнил партию Владимира Ильича Ленина. Тогда же – в середине 1960-х годов – он создал две оперетты: «Девушка с голубыми глазами» и «Москва – Париж – Москва», но особого успеха они не имели. Зато большую популярность приобрели созданные им песни: «И на Марсе будут яблони цвести», «Марш космонавтов» и другие. Преследованиям он более не подвергался, но пережитого не простил: в 1966 году Мурадели стал одним из тринадцати деятелей искусства и науки, подписавших письмо против реабилитации Сталина, направленное в Президиум ЦК КПСС.
В 1970 году была издана автобиографическая книга Мурадели «Из моей жизни». В том же году композитор скончался.
Имя Вано Мурадели носит одна из московских музыкальных школ.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев