Проект «КоOPERAция»: итоги и впечатления
Идеи, как известно, носятся в воздухе. Но надо еще, чтобы своевременно появились «правильные люди в правильном месте», готовые взяться за их реализацию и обладающие не только творческой смелостью, но и «пробивными» способностями, дабы довести дело до победного конца. В данном случае ими оказались режиссер Екатерина Василёва и музыковед Наталия Сурнина. Обе, кстати, прошли инициацию в Камерном музыкальном театре имени Покровского, затевавшемся в свое время именно как лаборатория современной оперы. Казалось бы, вот то самое «правильное место» для подобных проектов. Да, но только в нынешнем году театру по известным причинам было не до того (хотя, судя по благодарностям в буклете, какую-то поддержку он все же оказал). И «правильным местом» стала в итоге Малая сцена Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а в более широком смысле – фестиваль «Видеть музыку», включивший этот проект в свою программу.

«Элементы»
Собственно говоря, идея сводить вместе композиторов, либреттистов и практиков театра в рамках некой общей лаборатории сначала возникла в недрах Ассоциации музыкальных театров, и такие лабораторные показы имели место на прошлогоднем фестивале «Видеть музыку» (чьим учредителем она является). Нынешний проект корнями уходит именно туда, но только в нем все иначе. Там молодые авторы сами демонстрировали и комментировали отрывки из своих сочинений. Здесь же для начала взялись свести готовые пары «композитор-либреттист», рекрутируя последних из числа тех, кто уже засветился на поприще «новой драмы». Перед каждым из новоиспеченных тандемов была поставлена задача создать камерную миниоперу продолжительностью 14 минут. В конце весны состоялась презентация проектов, а в октябре, как и заявлялось, восемь из них были представлены на вышепоименованной сцене.
Что же получилось в итоге? Родились ли новые шедевры, проснулись ли наутро знаменитыми их авторы? Если подходить с этих позиций, то проект вряд ли может считаться успешным. Да только ведь никто подобным образом задачу и не ставил. Речь шла исключительно о том, чтобы молодые авторы создали произведения, наиболее интересные из которых были бы немедленно представлены публично в сценическом воплощении. И действительно, каждое из восьми сочинений по-своему интересно, а их авторы, вне всяких сомнений, люди одаренные. При этом все они – очень разные, хотя и общие моменты между теми или иными опусами также просматриваются.
Эти общие моменты проявились, впрочем, не столько на уровне музыкального языка, сколько в плане эстетики и целеполагания. Так, примерно половина сочинений решены в духе драматургии абсурда, что, впрочем, и неудивительно: сегодняшняя наша жизнь очень уж к тому располагает. Некоторые авторы, как показалось, слишком уж буквально восприняли слово лаборатория, и занимались преимущественно «химическими» опытами: смешаем вот этот элемент с тем, и посмотрим, что выйдет. Что ж, и такие опыты были отнюдь не лишены интереса.

«Путешествие голубой стрелы». Кукла Роза – Мария Симакова
Судя по представленным опусам, большинство молодых композиторов ни в малейшей степени не ориентируется на оперный мейнстрим. Парадокс, однако, в том, что – при всей специфичности собравшейся аудитории, где почти не наблюдалось случайных людей – самый большой успех выпал все же на долю едва ли не единственного композитора, кто в этом самом мейнстриме хотя бы отчасти укоренен. Речь об Игоре Холопове (ученике Ефрема Подгайца), создавшем в содружестве с драматургом Марией Огневой оперу «Путешествие голубой стрелы». Нет, Холопов ни чему не подражает, ни с чем не заигрывает, не занимается сознательным упрощенчеством. Но вместе с тем он как бы естественным образом продолжает оперную традицию, в хорошем смысле этого слова, включая, например, и умение использовать возможности голосов классических вокалистов.

«Оборона». Солисты театра голоса «Ла Гол»
Среди других авторов, с чьими новыми оперными опусами лично мне было бы особенно интересно познакомится, в первую очередь назову Эльмира Низамова, создавшего вместе с драматургом Евгением Казачковым оперу «Коллонтай» – своеобразную монооперу на троих, где героиня существует сразу в трех лицах, соответствующих разным ее возрастам, и они словно бы ведут между собой некое подобие диалога. В числе наиболее интересных композиторов также Иван Абрамов (опера «Aftermath» на либретто Артема Золотарёва), Алина Подзорова (опера «Апноэ» на либретто Гульнары Сапаргалиевой), Андрей Бесогонов («Смерть автора» на либретто Валерия Печейкина), Дмитрий Суворов («Оборона» на либретто Даны Сидерос). Интересны по-своему также опусы Натальи Прокопенко («INOE» на либретто Марии Зелинской) и Кирилла Широкова («Элементы» на либретто Наташи Боренко).
Вряд ли возможно на основании всего лишь первого и единственного знакомства всерьез анализировать представленные сочинения. Зато вполне можно поразмышлять об общей картине, и попытаться сделать некоторые выводы. Самый банальный из них заключается в том, что одаренных композиторов, способных создавать именно оперы, у нас совсем не так уж мало. Тут, правда, обязательно найдутся охотники порассуждать на тему, а в какой мере многие из представленных опусов вообще можно считать операми? Думаю, что вопрос этот ныне звучит уже несколько схоластически. В наши дни, нравится это кому-то или нет, границы между оперой и «не оперой» все больше и больше стираются, так что вряд ли правомерно и продуктивно слишком уж жестко привязывать это понятие к тем или иным конкретным «родовым признакам» жанра.

«Aftermath»
Другой интересный вопрос – время. Казалось бы, все оперы идентичны по длительности: 14 минут. Но вот парадокс: в одном случае думаешь: как, неужели уже прошло 14 минут? Ведь вроде бы все еще только-только начинается. А в другом (других) кажется, напротив, что прошел едва ли не час. В этом смысле некоторых авторов можно было бы упрекнуть в недостаточной концентрированности материала, неумении по-настоящему выстраивать музыкальную драматургию. Но, с другой стороны, где и как еще, если не на таком вот практическом и публичном опыте, можно всему этому научиться?
Авторам повезло не только услышать свои произведения в отличном исполнении группы солистов и ансамбля «Галерея актуальной музыки» под управлением Олега Пайбердина, но и увидеть их сценическое воплощение. Последнее взяла на себя сама Екатерина Василёва – один из кураторов проекта и весьма востребованный российскими театрами режиссер.
В своей работе Василёва проявила не только фантазию, но и определенное самоограничение, прекрасно сознавая, что режиссуре в этом проекте не должна принадлежать ведущая роль. Ее задачей было, прежде всего, соединить все эти разнородные опусы в некое сценическое целое, что в общем и удалось. Нет, Василёва не стала пытаться связать их неким общим сюжетом, сквозными персонажами и приемами, каждый раз исходя из особенностей предложенного материала, но при этом и ухитряясь протягивать некие незримые связующие нити, благодаря которым одно как бы продолжает другое. В этом ей помогали художник Соня Кобозева, художник по свету Александр Романов, видеохудожник Ася Мухина, хореограф Ярослав Францев.

«INOE»
При всей успешности этого опыта, на будущее имело бы смысл, наверное, опробовать и другие формы взаимодействия авторов и режиссеров. Возможно, в следующий раз стоило бы отобрать для финального этапа меньше авторов, дать им немного больший «метраж», и с самого начала превратить нынешний тандем в трио «композитор-либреттист-режиссер», причем, последний в каждом случае – другой.
А еще хотелось бы, чтобы в будущем такой вот парад миниопер становился не итогом, а чем-то вроде полуфинала, и «победитель» получал бы право на создание полнометражной или хотя бы одноактной оперы, постановку которой на своей сцене гарантировал бы один из театров-участников. В виду реальной перспективы полноценной сценической жизни новорожденного опуса шансы на появление шедевра неизмеримо возрастут.
Важно, чтобы лаборатория не закостеневала в рамках уже найденных – пусть и вполне удачно – форм, а все время искала новые. Ну, и конечно, самое главное, чтобы она стала постоянно действующей на многие годы.
Фото Сергея Родионова
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев