Беллини ПиратУспешная премьера оперы Винченцо Беллини «Бьянка и Джернандо», состоявшаяся в 1824 году в театре «Сан-Карло» в Неаполе, открыла молодому композитору – по рекомендации Д.Барбайя, известного импресарио – путь в миланский театр «Ла Скала». Там – в Милане – состоялось знакомство композитора с Феличе Романи, который считался тогда лучшим либреттистом Италии – его даже сравнивали с самим Метастазио, чьи либретто тогда почитались образцовыми! Поэт сразу почувствовал, в чем нуждается Беллини – по его словам, он нуждался в поэзии и драме, «не испорченной дурным вкусом». Впоследствии Ф.Романи создавал литературные тексты для нескольких произведений Беллини, но первым результатом их сотрудничества стала опера «Пират».

Композитор и либреттист обратили взоры на трагедию «Бертрам, или Замок святого Альдебранда». Автор ее – английский писатель-романтик Ч.Мэтьюрин – был в то время весьма популярен в Европе, в особенности его роман «Мельмот-скиталец». Особенно привлекло В.Беллини то, что действие этой пьесы происходит в Сицилии – ведь то была его родина.

Работая над «Пиратом» в течение пяти месяцев, отведенных на создание оперы, Беллини понимал, что результатами этого труда определяется его будущее – и потому работал с особым рвением, запретив допускать к нему кого бы то ни было (однажды привратница не пустила даже Ф.Романи). Уже тогда он применял особую систему: заучивая наизусть текст, он громко его декламировал, внимательно следя за изменениями своих голосовых интонаций – и на их основе композитор выстраивал мелодии. По признанию самого Беллини, вдохновляли его «стихи, а не ситуации»

В опере «Пират» присутствуют черты, которые в дальнейшем будут определять не только творческий облик Беллини, но и облик итальянского оперного искусства в XIX столетии в целом. Опера начинается картиной бури – подобные эпизоды будут в заключительном действии «Пуритан» самого Беллини, а также в начале вердиевского «Отелло». Со сценой безумия в финале «Пирата» перекликаются сходные моменты в «Сомнамбуле» или в «Пуританах», а также «Макбете» Дж.Верди, «Лючии де Ламмермур» Г.Доницетти.

Здесь появляется определенный тип романтического героя-тенора – мужественный, честный, загадочный и несчастный, вынужденный скрывать свое благородное происхождение под маской отвергаемого обществом человека (в данном случае – пирата). Общему тону произведения присущи напряженность, романтическая страстность, а вокальные партии достаточно сложны и эффектны. Так, энергичная каватина Гуальтьеро в первой картине первого действия, начинаясь в полонезном ритме, эффектно заканчивается излагаемыми в верхнем регистре и стремительном темпе пассажами. Но в основном композитор стремится не к колоратурам, а к вдохновенной кантилене – требуя того же от певцов во время репетиций. При подготовке к премьере Беллини столкнулся с неожиданной проблемой: Дж.Рубини – великолепный тенор, исполнявший партию Гуальтьеро, прекрасно владевший вокальной техникой – совершенно не мог интерпретировать образ. Работая с певцом над его партией в дуэте Гуальтьеро и Имоджене, композитор упрекал исполнителя в том, что тот не вкладывает в пение никакого чувства, и призывал почувствовать себя не Рубини, а Гуальтьеро. Участвовал в репетиционной работе и Ф.Романи.

О том, как шли репетиции новой оперы, какое участие принимал в них композитор, стало известно в Милане – и это повышало интерес публики к новому произведению. И ожидания слушателей не были обмануты. Каватина Гуальтьеро произвела фурор. Правда, каватине Имоджене аплодировали меньше – возможно, из-за новаторства автора, проявившегося здесь: каватина представляет собою сцену, в которой свободно чередуются декламация и пение. Изумил публику и хор пиратов с повторением концов фраз (эффектом эха), и секстет в финале первого действия, в котором Беллини показал себя мастером контрапункта. Во втором акте особый восторг вызвали ария Гуальтьеро и сцена безумия Имоджене, предваряемая соло английского рожка.

После первого исполнения, состоялось которое в «Ла Скала» в конце октября 1827 года, опера «Пират» была представлена пятнадцать раз, и успех нарастал от спектакля к спектаклю. Восторг выражали не только зрители – авторы газетных рецензий тоже не скупились на похвалы, отмечая, что с каждым прослушиванием оперы красота ее раскрывается все больше, что композитор, вопреки преобладающим тенденциям, возвращает искусство пения « в русло прекрасной простоты».

В последующие годы «Пират» продолжает ставиться идти в театре «Ла Скала» с неослабевающим успехом. По прошествии двух лет после премьеры познакомился с нею и знаменитый Дж.Россини. И тогда Винченцо Беллини удостоился его похвалы: «Браво, молодой человек! – сказал ему Дж.Россини. – Вы начинаете так, как другие заканчивают».

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено