Согласитесь, эрудиция в области классической музыки очень располагает к человеку. Как минимум потому, что стать экспертом в этой области весьма непросто. Насколько продвинулись именно вы, можно узнать в этом тесте. Спрашивать будем про все — от музыкальной теории до истории инструментов и фактов из жизни композиторов.
1. В 2016 году прославленные дирижеры со всего мира выбирали лучшую симфонию в истории человечества. По итогам голосования победила Третья симфония Бетховена. Вспомните ее другое, не номерное название.
Конечно! «Эроика», то есть «Героическая», была изначально написана Бетховеном в честь Наполеона. Однако вскоре Бонапарт провозгласил себя императором и, как посчитал композитор, предал идеи революции. Бетховен сразу же удалил из рукописи все упоминания Наполеона, да так яростно, что даже дыры в бумаге остались!
2. Теперь чуть посложнее. В Париже второй половины XVIII века безусловной музыкальной звездой был Клод Бальбатр, композитор и органист-виртуоз. Он и Марию-Антуанетту музыке учил, и в самых главных соборах играл. Правда, в какой-то момент в соборы его звать перестали. Почему?
В те времена уже были музыкальные идолы, послушать игру которых приходили толпы (и наш герой один из них). Многих фанатов совершенно не интересовала церковная служба, частью которой был концерт. Парижскому духовенству это не понравилось, и Бальбатру доступ к соборным органам был временно закрыт.
3. Следующий вопрос скорее на знание истории музыкальных инструментов. Тот же Бальбатр много писал не только для органа, но и для клавесина. А кто из этих великих композиторов не написал для клавесина ни одной вещи?
У Листа ничего для клавесина нет. Это и неудивительно: клавесины в Европе практически перестали делать в 1810-е, когда родился Лист. Их место занял более сложный инструмент — фортепиано. Возродился интерес к старинному инструменту только в начале XX века.
4. Представьте: вы слушаете произведение классической музыки. Первый голос еще не успел закончить тему, а ее уже начал имитировать второй. Как такое называется? На всякий случай: голос здесь не вокальная партия, а мелодическая линия.
В нашем вопросе речь идет про термин «стретта» (иногда «стретто») — способ проведения темы в полифонической музыке, при котором новые голоса начинают повторять мелодию, которая еще не закончилась. Хорошим примером здесь будет музыка Баха — там такого полно.
5. Чешский композитор Антонин Дворжак знаменит в том числе тем, что использовал в своих произведениях элементы народной музыки Моравии и Богемии. Однако в его самой популярной, Девятой симфонии можно услышать влияние еще двух традиций, географически очень далеких от Центральной Европы. Каких?
Симфонию, которая иначе называется «Из Нового Света», Дворжак написал в США, где композитор преподавал, а в свободное время изучал местные музыкальные культуры. Правда, прямых заимствований вы в симфонии не услышите — речь скорее про отдельные элементы и общее вдохновение.
6. Это картина Эдгара Дега «Оркестр Опера». На каком инструменте играет усатый музыкант на переднем плане?
Если точнее, фагот французской системы. Идентифицировать этот инструмент можно по S-образной металлической трубке с тростью на конце, которая отходит от основной, деревянной. Чаще всего фаготы применяются в симфонических оркестрах или как сольный инструмент, например в джазе. Кстати, усача-фаготиста на картине зовут Дезире Дио, его еще Тулуз-Лотрек рисовал.
7. Повышаем сложность. В этом вопросе нужно вспомнить произведение, написанное в тональности до мажор.
Это вообще единственное мажорное произведение тут. Если вдруг не знаете, Шостакович начал писать эту симфонию в блокадном Ленинграде в 1941 году, но потом вместе семьей был вывезен из города и закончил уже в Куйбышеве, где через год состоялась премьера.
8. У нас еще не было вопросов про оперу. Возьмем «Нюрнбергских мейстерзингеров» Рихарда Вагнера. Чем она уникальна?
Обычно музыкальный хронометраж этой оперы составляет чуть более четырех часов, но в 1968 году в Лондоне ее в полной версии играли пять часов и 15 минут — это мировой рекорд для регулярно исполняемых произведений. Если брать вообще все оперы, то в 1973 году «Жизнь и времена Иосифа Сталина» Роберта Уилсона растянули на 13 с половиной часов. С тех пор больше не ставили.
9. Сразу понятно, что перед нами композитор, правда? Но кто именно?
Малер! При жизни он был знаменит скорее как великий дирижер, а его грандиозные симфонии мир по-настоящему оценил уже после смерти композитора. Жизнь у Малера выдалась нелегкая: он много страдал от антисемитизма, пережил дочь, да и умер всего-то в 51 год.
10. Кода нашего теста! В начале XX века австрийско-американский композитор Арнольд Шенберг совершил революцию в музыке, придумав додекафонию. Что это вообще такое?
Шенберг разрабатывал серийные техники. Серийная музыка предполагает использование ряда неповторяющихся звуков для написания произведения. Додекафония (от греческого «додека» — «двенадцать») — это техника с серией из 12 хроматических тонов, ни один из которых не должен доминировать в произведении. Кстати, Шенберг страдал трискаидекафобией — боязнью числа 13. Умер он 13 июля 1951 года.
Share your Results:
meduza.io
Пока нет комментариев