Наш собеседник – Светлана Захарова — прима-балерина Большого театра, этуаль театра «Ла Скала».
Эта беседа состоялась в конце прошлого сезона. В связи с большой занятостью балерины, выход интервью откладывался, а когда все было готово, решили опубликовать, приурочив к прошлогодним премьерам: балетам «Нуреев» Юрия Посохова и «Анна Каренина» Джона Ноймаера.

 

Amore. Фото vk.com/svetlana.ballet

ИШ: Светлана, добрый день. Чем запомнился вам прошлый сезон? У вас было две премьеры – «Анна Каренина» и «Нуреев». Расскажите об этих спектаклях.

СЗ: Здравствуйте, Ирина. Очень рада снова встретиться с вами. Это две новые большие работы. В «Нурееве», правда, у меня был только один монолог, но в этом и сложность. Когда танцуешь большой трехчасовой спектакль, есть время раскрыться, возможность полностью погрузиться в образ. А в монологе у меня было каких-то 6-7 минут. И настроиться на короткое соло оказалось сложнее.

Мой номер называется «Письмо дивы». На самом деле это два письма: от Натальи Макаровой и Аллы Осипенко. Задача не только станцевать красиво хореографию, но прежде всего передать глубину души, настроение характера, страданий и переживаний этих великих балерин, которые в своих письмах обращаются к Рудику.

Когда Юрий Посохов ставил свою хореографию, текстов писем еще не было, а была только прекрасная музыка. И мы отталкивалась от нее. А потом, когда актер начал читать письма, мне вдруг показалось, что по движению, динамике не совсем совпадает с тем, как Серебренников сопоставил тексты с музыкой. И за несколько дней до премьеры мне с актером, который читает тексты в спектакле, надо было обо всем договориться – где он делает паузу, когда начинает читать новое письмо… Сложность заключалась в том, что помимо музыки звучит голос актера, и я не могла для себя решить, от чего должна строить свои эмоции – от музыки или от текста и голоса.

Как вы помните, обстановка вокруг премьеры «Нуреева» была накалена – все ждали чего-то особенного. И все артисты, конечно, излишне волновались. Было важно, чтобы все получилось так, как задумано хореографом. Ответственность на нас лежала большая.

Второй блок показа балета «Нуреев» для меня прошел спокойнее: хореография, текст и музыка стали едины – я поняла, какой должна быть, проживала и пропускала через себя каждое мгновение .

 

ИШ: Письма на самом деле написаны Макаровой и Осипенко?

СЗ: Да.

 

ИШ: А потом была «Анна Каренина»…

СЗ: Да, затем началась большая и очень интересная работа над балетом «Анна Каренина» в постановке Джона Ноймайера. Я люблю работать с командой этого замечательного хореографа. У него потрясающие ассистенты, которых я прекрасно знаю: с Эдвином Ревазовым и Иваном Урбаном я раньше танцевала. Работа началась, но не сразу я увлеклась тем, что мне предстояло исполнять. Это было так странно, даже элементарные движения не хотели стать моими – было ощущение чего-то чужого. Какое-то время шла внутренняя борьба, несогласие. Потом, когда хореографический текст был более-менее выучен, началась работа над образом. А когда приехал Джон, все преобразилось. Все стало совершенно другим, понятным и естественным.

Но все же работали много. Джон мог целый час отрабатывать со мной сцену, которая длится полторы минуты. Он добивался подробных, тонких моментов, ему хотелось, чтобы все было естественно, чтобы каждое движение и эмоция были моими. Поэтому мог повторять: «нет, еще раз, нет, еще раз, нет, еще раз», и мне это «еще раз» потом ночью снилось (смеется). Но мы послушно повторяли и повторяли, пока не получится должный результат. Да, это Джон, по-другому с ним не пройдет. Этот спектакль для меня стал дорогим и одним из любимых, после «Дамы с камелиями».

 

ИШ: Неужели?

СЗ: Да. Но это другой спектакль и совершенно другой Джон. Хореография, музыка, настроение, пластика в спектакле: как будто два разных человека ставили. Но оба спектакля очень глубокие, очень насыщенные эмоционально, очень чувственные. Как все, что делает Джон.

 

Дама с камелиями. Маргарита – Светлана Захарова. Арман – Эдвин Ревазов. Фото Михаила Логинова

ИШ: Про «Даму» и говорить нечего – это абсолютно ваш спектакль.

СЗ: В этом году было важное событие, связанное с этим балетом – мы показали «Даму с камелиями» в Новосибирске, в рамках Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина. Почему важное? Потому что этот спектакль с момента постановки в Большом театре ни разу не покидал стены театра. В России его можно и сегодня увидеть только в Москве. Сибирская публика принимала очень горячо! Был полный аншлаг, что очень приятно.

Когда встал вопрос, что показать в Новосибирске, для меня было сразу очевидно: «Даму с камелиями». Во-первых, я люблю этот спектакль, во-вторых, в новосибирском театре идет такой большой репертуар, все те же «Лебединое», «Баядерка», «Жизель», «Спартак», и многое другое, труппа хорошая, солисты замечательные, зачем устраивать соревнования? Мне просто хотелось чем-то публику удивить, показать спектакль, который они не видели, сделать им приятное. И Вадим меня поддержал. Все получилось отлично: в Новосибирск прилетел огромный состав Большого театра: балет, оркестр, постановочная часть – больше двухсот человек, которые создали большой праздник.

 

ИШ: А что еще интересного было в течение года? О чем хотелось бы рассказать?

СЗ: Был ответственный для меня момент – гастроли с моим сольным проектом «Аморе» в Лондоне, в театре Колизей. Первый раз я приехала в эту страну со своим сольным проектом. Я часто там гастролировала с Мариинским и Большим театрами, танцевала в труппе Английского Национального балета как гость, принимала участие в концертах, но никогда не приезжала с сольной программой.

Наши три представления были полностью распроданы, а Колизей – это огромный зал на 2,5 тысячи мест. Публика принимала «Аморе» восторженно. Была хорошая критика. После Лондона мы успешно выступили с «Аморе» на фестивале «Дягелев. P.S.» в Санкт-Петербурге, тоже очень значимом для меня городе. Потом «Аморе» с огромным успехом мы показали в Токио, Софии, Переладе. И везде был «sold out». Что очень важно для меня.

 

ИШ: Еще будет возможность его увидеть? Я знаю, что уже работаете над другой программой?

СЗ: Да, у зрителей еще будет возможность увидеть этот проект. Я его пока не оставляю. Многие интересуются проектом и продолжают с ним приглашать. В ноябре везем его в Пекин, в феврале – в Болонью. Что касается нового, да, мы уже начали над ним работать. Прошли первые репетиции.

 

ИШ: Вы принимали участие в юбилейном вечере Академии русского балета имени А.Я.Вагановой в Большом театре. Как прошел для вас этот вечер?

СЗ: Удивительный был вечер! Замечательная атмосфера. Я танцевала «Пахиту» вместе с учениками академии. Прекрасные дети, отлично справляются с поставленными задачами. Я прекрасно себя чувствовала и танцевала с удовольствием.

 

ИШ: Света, и у вас есть ваш, думаю, самый любимый проект – ежегодный фестиваль танца «Светлана».

СЗ: Да, в этом году мы отмечаем пятилетний юбилей. Готовим грандиозное представление. Наш фестиваль не похож ни на один из проводимых в России. Участие в нем – уже победа, огромный опыт для талантливых детей и коллективов.

 

ИШ: Как дети становятся участниками вашего фестиваля?

СЗ: На сайт нам присылают записи, мы выбираем понравившиеся нам коллективы по уровню исполнения. С каждым годом все труднее отбирать, заявок становится все больше. В этом году их было около ста. И это еще не предел. Все те коллективы, которые прошли в финал, но не попали на фестиваль в этом году, мы обязательно пригласим в следующем. А тех, кто приедет в этом, я поздравляю!

 

ИШ: Когда вы ждете этот фестиваль, готовитесь к нему, какие эмоции вы ожидаете получить?

СЗ: Фестиваль полностью благотворительный. Все участники получают возможность выступить в Москве, в концертном зале Россия. Все – приезд, проживание и питание участников – фестиваль берет на себя. Изначальная идея – показать самые лучшие детские коллективы России. К нему мы готовимся на протяжении всего года: придумываем историю, о которой хотим рассказать, каждый раз она новая. К каждому танцевальному номеру рисуется потрясающая графика, снимаем ролики, учим песни – у нас же еще и поют дети, – придумываем оформление сцены. Работают большие команды профессионалов, каждый в своем направлении. И когда приезжают дети, все собирается в единое целое, начинаются репетиции, вот тут мое сердце уже начинает сильно стучать. Но самое яркое чувство, когда идет концерт. Какие потрясающие коллективы в нашей стране! Феноменальные дети, талантливые, красивые. Низкий поклон их педагогам и родителям, которые смогли научить и воспитать маленьких профессионалов. И, конечно, спасибо детям за их улыбки (улыбается). А зрителям – за их поддержку. В конце мы все вместе поем гимн фестиваля, и после этого я чувствую большое опустошение.

 

ИШ: И удовлетворение …

СЗ: Абсолютно. Какая энергетика идет от четырехтысячного зрительного зала и в то же время со сцены – это феноменально! Дети счастливы! Потому что многим из них в подарок достанутся путевки в потрясающий лагерь Артек.

А потом они мне оттуда присылают видеопослание. Это так приятно!

 

ИШ: А дочка ваша участвует?

СЗ: Да, она несколько лет является ведущей концерта.

 

ИШ: А сколько дочке лет? Она не боится сцены?

СЗ: Ей семь с половиной лет. На сцене держится хорошо, не теряется. Справилась отлично. Я гордилась ей, и не потому что это моя дочь, а потому что профессионально отработала поставленные задачи. К фестивалю она готовилась: много занималась с педагогами – училась петь, произносить текст с интонацией, снималась в роликах. Анюта молодец!

 

ИШ: Поздравляю!

СЗ: Спасибо.

 

ИШ: А она танцует?

СЗ: Она занимается художественной гимнастикой и уже выступает на соревнованиях.

 

ИШ: Какие планы на сезон 2018/2019?

СЗ: Сейчас в Ла Скала станцую балет «Манон», и сразу улетаю в Корею. Буду танцевать в Сеуле, с Universal ballet «Баядерку». Потом тот же спектакль в Софии. И сразу улетаю в Пекин с «Аморе». Это график на ближайшее время. Конечно же, будут и спектакли в Большом. В мае планирую показать премьеру моего нового проекта в Италии, а в конце июня – уже в Большом.

Еще одно очень важное для меня событие – юбилей моего замечательного педагога Ольги Николаевны Моисеевой, с которой я работала в Мариинском театре. Мы с ней очень близки и, несмотря на то что я давно переехала в Москву, Ольга Николаевна всегда остаётся моим родным человеком, моим учителем. Планируется 30 декабря на сцене Мариинского театра. Это будет «Баядерка», так захотела Ольга Николаевна.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.