Свое 50-летие Юрий Бурлака встретил в качестве знакового – в мировом масштабе – специалиста-реставратора балета XIX века

 

                                                                                 Бессмертные ундины,
Явитесь из пучины.
Венера, дочь лазури,
Смири волненье бури.

                                                                                                Артюр Рембо

 

Согласно легенде, когда на границе Марию Тальони таможенник спросил, где ее драгоценности, гениальная балерина приподняла подол и кивнула на свои ножки. На подобный же вопрос Юрий Бурлака должен был бы указать на собственную голову. Когда-то испанская пресса написала, что Петипа опроверг ходячую фразу: «Глуп, как танцовщик». Бурлака и в этом наследует великому балетмейстеру.

Жюль Верн однажды признался, что если бы не стал писателем, выбрал бы стезю моряка. Думаю, у Бурлаки вариантов не было. Его трудно представить вне сферы хореографии. Правда, некоторая дилемма была. Музыкальность мальчика проявилась уже в пятилетнем возрасте на уроках фортепиано. А в танцевальном кружке наставники советовали присмотреться к пластическим способностям ребенка. Как нередко происходит, случайность лишь прикрывает неведомую людям закономерность судьбы. Могуществом звезд, семья сменила место жительства, а место работы мамы Тамары Григорьевны в районе  Фрунзенской улицы чуть ли не вплотную подвело к двери Московского хореографического училища. Здесь через годы тема выбора профессии возникла вновь. Педагог Юры Петр Пестов славился не только как выдающийся учитель, но и как большой меломан и тонкий ценитель оперы. Концертмейстером в его классе была выпускница Московской консерватории, прекрасно владеющая инструментом и подбиравшая разнообразное музыкальное сопровождение классического тренажа. От Пестова не ускользнуло то, как чутко отзывается тело ученика на каждый гармоничный звук, как вслушивается ребенок в изливающуюся под пальцами пианистки мелодию, какой интерес проявляет к избираемой пианисткой музыкальной литературе. Оценив все это, Петр Антонович даже предложил родителям вместе с сыном еще раз взвесить тягу к музыке и хореографии как специальности. Тогда чаша весов склонилась в сторону Терпсихоры.

По окончании учебы Бурлака получил приглашение в театр «Русский балет», которым руководил другой именитый ученик Пестова – Вячеслав Гордеев. С этим театром оказалась связанной вся исполнительская карьера Юрия. А подсчет лет, отданных театру и в других качествах, и вовсе превышает три десятка. «Русский балет» сыграл масштабную роль в его судьбе. Гастроли театра открыли юноше мир. В Дрезденской картинной галерее перед Сикстинской мадонной Рафаэля, в Мюнхенской пинакотеке, в зальцбургской квартире Моцарта или в мемориальном музее Бетховена в Бонне Бурлака обретал то, чего не высказать словами. Вместе с эмоциональными впечатлениями, он получил и материальную возможность подолгу копаться в букинистических нотных магазинах, приобретая редкие издания по балету, а также пластинки и музыкальные диски. Излюбленным местом Юрия стал и нотный магазин на Неглинке. Старейшие продавцы хорошо знали интеллигентного, эрудированного и пытливого покупателя, и с удовольствием откладывали для него поступившие раритеты. Так постепенно сложилась богатейшая домашняя сокровищница, вместившая редчайший иконографический материал, фонограммы, клавиры и партитуры.

В «Русском балете» произошла его встреча Бурлака с Германом Прибыловым, зародившим у Юрия интерес к  хореографическому наследию.   Его жемчужины возникли в концертном репертуаре артиста, в дальнейшем танцовщик-исследователь существенно помог Прибылову в записи и публикации текста Большого классического pas «Пахиты». Так постепенно сформировался крупнейший в России, да и в мировом балетном пространстве XIX века, каким сегодня видится Бурлака.

Попутно развивалась и его артистическая деятельность. Высокий рост, стройность фигуры, длинные ноги с хорошей линией стопы – все эти достоинства удесятерялись прекрасной академической «школой» и трудолюбием. Педагог-репетитор «Русского балета» Ольга Коханчук неоспоримыми качествами Юрия называет балетную грамотность, музыкальность, педантичность. Именно они позволили осваивать репертуар, сначала концертный. Бурлака танцевал хореографию Гордеева – «Мелодию любви», «Паганини». В этом мужском дуэте Бурлака незабываем. Он оказался действительно непревзойденным исполнителем персонажа в красном. Его худощавый герой сначала воспринимался как горб на спине великого скрипача, пригибающий музыканта к земле, потом, как его инструмент – неотъемлемая часть плоти.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти