Роберт Шуман. Фортепианный цикл Ночные пьесыВесной 1839 г. Роберт Шуман был охвачен мрачными предчувствиями. Они не давали покоя композитору – и были воплощены им в новом фортепианном произведении. Как сообщает Шуман в письме к Кларе Вик, во время создания этой музыки ему постоянно виделось похоронное шествие и отчаявшиеся, несчастные люди, регулярно возвращался один мотив («Будто кто-то тяжело вздыхает»), слезы наворачивались на глаза… Шуман не мог понять, что происходит с ним – ведь для подобных чувств не было решительно никаких оснований – но вскоре он получил печальное известие: скончался его брат Эдуард. Было ли это обычным совпадением, или же гениям иногда открывается будущее – остается только догадываться…

Произведение, родившееся из столь тягостных переживаний, композитор первоначально намеревался озаглавить в соответствии со зримыми образами, постоянно являвшимися ему во время работы над ним – «Похоронная фантазия», но затем он дал фортепианному циклу иное заглавие – «Ночные пьесы» (возможно, название содержало намек на «Ночные рассказы» Эрнста Теодора Амадея Гофмана). В воцарившейся в этих пьесах ночи, по меткому замечанию Ференца Листа, «мерцают скорее глаза сов, чем звезды», слышится «скорее писк летучих мышей и завывание ветра в разбитых башенных окнах, нежели вздохи любви». Однако не одна лишь мрачная фантастика присутствует в четырех пьесах, составляющих цикл. Шуман дал им программные заглавия, но позднее отказался от них.

Первая пьеса первоначально была озаглавлена «Похоронное шествие». Этот мрачный, трагический образ возникает в строгой аккордовой фактуре, в однообразно-упорном ритме. Иной образный строй присущ второй пьесе, именовавшейся «Курьезным обществом», хотя интонационная связь с предыдущей частью цикла и проявляется в параллельно движущихся нисходящих аккордах. Однако скерциозность пьесы лишена мрачности – ее танцевальные ритмы скорее напоминают веселую суету. Третья пьеса («Ночная пирушка») содержит немало интересных деталей – мелодические фразы, вплетающиеся в фигурацию, красочная тональная «игра». Краткая связка, помеченная ad libitum, соединяет третью пьесу с четвертой («Хороводная песня с сольными голосами»). Наличие этой связки свидетельствует о том, что Шуман мыслил цикл «Ночные пьесы» как единое целое. Мелодия заключительной пьесы цикла очень задушевна и одновременно торжественна. Сопровождающие ее голоса звучат особенно рельефно благодаря широкому расположению. Цельность придает циклу маршевость заключительной пьесы.

Таким образом, мрачные настроения, сопутствовавшие созданию «Ночных пьес», сконцентрированы, в основном, в первой части цикла. Он развивается от сумрачного похоронного марша к иному маршу – светлому и торжественному.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено